Пользовательского поиска
|
В
процессе творческой работы меняется не только материал, над которым трудится
художник, но в значительной мере и он сам. Как же проявлял себя Пастернак в человеческом
общении? На всем его облике и на манере общения сказывались и мировоззренческие
начала. Толстовское влияние проявлялось в простоте и непритязательности его
одежды и обстановки дома, особенно в аскетически пустой его комнате, солдатской
железной койке, накрытой старым линялым одеялом. Налет толстовского опрощения
лежал и на скромной, простой и демократичной манере обхождения. Но еще определенней
проявлялись в отношении к собеседнику его духовные установки. Человек сам себе
выбирает мировоззрение и жизненную позицию в соответствии со своими
изначальными психофизическими данными.
Прежде
всего, поражает его безоглядная открытость и детская доверчивость, однако без
тени наивности. В основе ее лежит некая «презумпция порядочности». Чуть ли не
любого незнакомца, если уж Пастернак шел на контакт, он встречал с рыцарской
старомодной учтивостью и доброжелательством. Если он к тому же обнаруживал в
собеседнике интерес к себе и понимание, то щедро дарил его сердечностью,
одобрением, восхищением.
Второй
поражавшей чертой Пастернака можно назвать его скромность. Она проявлялась в
его способности восхищаться людьми, находить поводы для одобрения и похвал,
порой обескураживающих своей чрезмерностью.
Всю
жизнь, начиная с рождения и до последнего дня, рядом с Борисом Леонидовичем
были женщины, которых он любил. Сначала — мать, потом — жены.
На
Волхонке, 14 появилась молодая хозяйка, первая жена поэта — художница, Евгения
Владимировна Пастернак, урожденная Лурье. Первым стихотворением Пастернака о
жене-художнице стало «Ирпень». Здесь с любовью дан ее портрет:
Художницы, робкой как сон,
крутолобость,
С огромной улыбкой, улыбкой взахлеб,
Улыбкой широкой и круглой как глобус,
Художницы профиль, художницы лоб.
В этом эскизе портрета охвачена та милая, особенная привлекательность Евгении Владимировны, которая делала ее схожей с итальянскими мадоннами Кватроченто. Она походила на прототип женских образов Боттичелли. Словесный портрет Евгении Владимировны дает литературовед и друг поэта Н. Н. Вильмонт