Пользовательского поиска
|
Ценности
буддизма в хозяйствовании
Буддизм возник на территории Индостана
в VI веке до н. э., явившись, таким образом, первой по времени своего
возникновения мировой религией. В дальнейшем он завоевал миллионы
последователей в разных странах Азии, но на территории Индостана утратил свои
позиции и фактически исчез. Тем не менее, ранние стадии его истории связаны с
этим субконтинентом, и освещать их следует на этническом и
социально-историческом фоне Индостана VI в. до н. э.
VII – V вв. до н. э. были периодом
сильного религиозного брожения в Индии. На это время приходится возникновение и
оформление джайнизма и буддизма, а также многочисленных сект и религиозных
движений как внутри указанных двух новых для того времени религий, так и вне
их. Насчитывается до 17 толков, возникших в буддизме в течение второго столетия
после смерти Будды, и помимо того еще шесть враждебных сект, основанных
“лжеучителями” — современниками Будды. Одно это свидетельствует об
интенсивности религиозной жизни и тех исканий, которые происходили в этой
области в указанный период.
Некоторые исследователи обращают
внимание на то, что эти искания не ограничивались пределами Индии и имели, чуть
ли не мировое распространение. В этой связи индийский историк Б. Луния
упоминает о Гераклите, Заратуштре, Конфуции и в общем характеризует время от VI
до II века н. э. как “время великого брожения умов во всем мире”. Вряд ли, есть
основания для конструирования в данном случае некоего чуть ли не всемирного
религиозно-философского движения, тем более что в Индии указанное брожение не
ограничивалось рамками VI в. до н. э., начавшись за столетие до него и
продлившись значительно позже. Основные причины событий, связанных с
возникновением новых религий в Индии, следует искать в ходе социальной истории
страны.
Возникновение буддизма связывается с
жизнью и проповеднической деятельностью Сиддхартхи Гаутамы Будды. Некоторые
исследователи буддизма прошлого века отрицали историчность Будды. “Надо
признать, — писал французский ученый П. Сенар, — что в целом легенда Будды
изображает не действительную жизнь, хотя бы даже изукрашенную некоторыми
выдумками воображения. Она, в самой сущности своей, есть эпическое прославление
божества, известного мифологического типа...” На такой же позиции стоял и
немецкий исследователь Г. Керн, утверждавший, что “Будда легенды не есть
историческая личность, а мифический образ...”.