Пользовательского поиска
|
всего, твердо фиксированные и веками
сохранявшиеся практически в неизменном или практически неизменном состоянии
мировоззренческие ориентиры.
Социальная структура индоариев периода
вед (конец II-начало I
тысячелетия до н. э.)
Племена индоариев в ранних ведических
текстах предстают в виде коллективов, выступающих как единое целое, но уже
знакомых с социальными и имущественными различиями. Иными словами, это племена
типа протогосударств во главе с вождями. Из среды рядовых общинников в них
выделились две влиятельные прослойки — жрецы-брахманы, хранители
ритуально-мифологической памяти, отправлявшие сложные культовые функции и
пользовавшиеся огромным престижем и немалой реальной властью, и
правители-военачальники, они же аристократы-кшатрии, которые возглавляли
коллективы и управляли ими. Судя по некоторым данным Ригведы, правители
протогосударств выступали в качестве верховных распорядителей общественного
достояния, что проявлялось, в частности, в их праве выделять брахманам ту или
иную часть общих земель. Выступая в обычной функции высших субъектов
власти-собственности и верховных дистрибуторов, эти правители (раджи) собирали
с общинников ренту-налог (обычно это была шестая доля урожая), которая
постепенно превращалась из добровольного взноса в обязательную подать.
Правители возглавляли аппарат администрации, существовавший за счет дистрибуции
избыточного продукта (ренты-налога) , причем значительная доля этого аппарата
комплектовалась из близких родичей правителя, составлявших его опору. В функции
администрации во главе с правителем входили охрана коллектива, управление им,
судопроизводство и т.п.
Данные текстов свидетельствуют о том,
что власть правителей была еще не очень прочной. Во многих протогосударствах
она была выборной, причем именно там большим влиянием пользовались советы
старших, собрания знатных — обстоятельство, которое побуждает некоторых
исследователей говорить о “республиках”. В других уже заметен акцент на
наследование власти правителя — и тогда собрание старших превращалось в
паришад, совет знати при монархе с ограниченными консультативными функциями. Но
в любом случае власть правителя не была абсолютной. Царь вынужден был считаться
с мнением членов совета, не говоря уже о привычных нормах и традициях
коллектива в целом; бывали случаи, когда не поладившие с подданными правители
изгонялись.