Пользовательского поиска
|
индийцев как этноса и индийской
цивилизации как великой социокультурной цельности сыграли процессы, протекавшие
в это время в духовно-религиозной сфере и на тысячелетия определившие облик
всей культуры Индии, духовные ценности ее цивилизации. Эти процессы начались с
того, что древние веды стали обрастать уже упоминавшимися толкованиями и
комментариями, которые энергично разрабатывались усилиями жрецов различных
брахманских каст. На базе активных религиозных поисков возникали сложные
философские построения — прежде всего упанишады, в которых дебатировались
проблемы бытия и небытия, жизни и смерти, первопричины сущего, верховного
Абсолюта и т.п. Следует особо подчеркнуть, что все эти отвлеченные рассуждения
были практически исключительным достоянием брахманов, которые ревниво оберегали
свою монополию на образование, изучение и комментирование священных текстов.
Монополия брахманов на знание со временем вызывала все большее недовольство со
стороны соперничавших с ними кшатриев, чей высокий политический статус и чья
реальная и возраставшая власть питали это недовольство. Оно было тем более
основательным, что формально кшатрии как дважды рожденные имели право проникать
в глубинные тайны религиозно-философской мудрости.
Философские поиски авторов упанишад, к
которым постепенно приобщались помимо брахманов и некоторые кшатрии,
приобретавшие большую значимость в ходе усиления политической власти и
централизованной администрации, оказывали определенное воздействие на всю атмосферу
духовной жизни древней Индии. Безусловный авторитет и монопольные позиции
брахманов ослабевали. Естественным следствием этого было появление новых
религиозно-философских течений и направлений, у истоков которых стояли
проповедники-шраманы, имевшие сравнительную независимость мысли и порой даже
отрицавшие святость вед или стремившиеся поколебать систему варн. Всех этих
шраманов объединяла оппозиционность традиционному брахманизму, но между собой
они расходились весьма значительно: одни из них видели свой идеал в аскезе,
другие — в фатализме, третьи — в настойчивых поисках спасения. К числу
сторонников последнего из этих направлений нужно отнести буддистов.
Как и другие философско-религиозные учения той поры, буддизм объективно разрушал варновые основы социальной структуры, уравнивая всех своих последователей перед высшей вечностью великой нирваны. И поскольку именно это учение наиболее быстро и очевидно завоевывало популярность в народе в