Пользовательского поиска
|
начале второй половины I тысячелетия
до н. э., его сочли за благо поддержать правители впервые созданной на
территории Индии империи Маурьев. Именно в буддизме они видели идеологию,
которая могла бы способствовать интеграции социально-политической структуры
страны. Забегая вперед, можно сказать, что буддизм как религиозно-философская
доктрина не стал такой идеологией. Не исключено, что это обстоятельство, наряду
с другими, сыграло свою роль в слабости и недолговечности империи Маурьев.
Впрочем, справедливости ради стоит заметить, что и альтернативные буддизму
доктрины, которых в древней Индии было немало, не обладали желанными для
правителей потенциями. И это, как упоминалось, сыграло свою роль в формировании
специфики политической системы и как бы противостоявшей ей социальной структуры
Индии, как древней, так и средневековой.
Древняя Индия: политическая система и
социальная структура Захватив в 317 г. до н. э. власть в Пенджабе и решительно
очистив эту часть Индии от остатков греко-македонских гарнизонов, Чандрагупта
на развалинах державы Нандов создал новое государство Маурьев, которое стало
быстро расширять свои пределы. Особых успехов в этом добился преемник
Чандрагупты Биндусара, который простер пределы государства, превратившегося в
одну из крупнейших империй мира, почти на всю территорию Индостана и на часть
земель Афганистана. Его сын и внук Чандрагупты Ашока (268 – 231 гг. до н. э.)
продолжил успешные завоевания, сокрушив сопротивление государства Калинги на
востоке Индии.
Империя Маурьев, охватив в результате
этих завоеваний почти весь Индостан, за исключением крайнего юга, подчинила
себе наряду с высокоразвитыми территориями долины Ганга или Пенджаба множество
населенных отсталыми племенами периферийных районов. Благодаря включению их в
единую политическую систему они получили мощный толчок для развития в рамках
сложившейся древнеиндийской культуры и социальной структуры. Ашока, выступивший
в качестве великого правителя и реформатора, поставил своей задачей создать
государство, основанное на принципах древнеиндийских религиозно-этических норм
— дхармы.
Организация империи Маурьев (317 – 180 гг. до н. э.)
Государственная администрация была строго организована. Император и окружавший его совет сановников — паришад — выступали в функции центрального исполнительного органа, ответственного за принятие важных