Пользовательского поиска
|
смысла которых опять-таки приходилось
сочинять новые и все более затейливые мифы. Так эволюционировала хинаяна.
Формирование хозяйственной культуры
Южной и Юго-Восточной Азии во многом определялось теми высшими духовными и
мировоззренческими ценностями, которые формировались в контексте
распространенных здесь религиозных и религиозно-философских систем — индуизма и
буддизма.
Богатство — знак, свидетельствующий о
доблести, щедрости, широте натуры феодала. Этот знак может быть реализован лишь
при демонстрации им указанных качеств. Таким образом, высший момент наслаждения
богатством — его расточение в присутствии максимального числа людей,
участвующих в его поглощении, получающих долю от щедрот феодала.
Такие явления наблюдаются в
традиционных обществах, относящихся к различным духовным, религиозно-культурным
системам. В индийской “Жизни Викрамы” говорится: “Если есть деньги, дари их или
трать на наслаждения, но не нужно их копить”.
Таким образом, богатство,
собственность — это своего рода овеществленные отношения. Богатство воплощает
знатность, могущество, мудрость, доблесть и удачу своего владельца и поэтому
неотделимо от него, оно всегда “имеет имя”.
Поскольку успех профессиональной
деятельности в рамках традиционалистского сознания индуиста определяется его
конкретно-вещным выражением, то богатство здесь существует не в форме капитала,
а скорее — в традиционной форме сокровища. Его использование не выходит за
пределы практической рациональности, присущей мирской активности, основанной на
чисто практических интересах и лишенной ориентации на какое-либо внешнее по
отношению к ней, духовное, нравственное или формальное, начало. Поэтому, в
отличие от протестантизма, в Индии стремление к богатству и роскоши, если они
дозволяются кастовой дхармой, не ограничиваются необходимостью инвестиций, для
которых, в свою очередь, здесь нет религиозно-этических импульсов.
В буддистской хозяйственной культуре также первостепенное значение имеет отношение к проявлениям экономической жизни, а не собственность, богатство, труд сами по себе. Но в контексте массового, народного буддизма собственность, благополучие, богатство не отрицаются, если нет внутренней привязанности к ним, нет страстного желания разбогатеть. Более того, материальное благополучие уважается, и считается оправданным как