Пользовательского поиска
|
свидетельство хорошей кармы, как
воздаяние за заслуги в прошедших рождениях. Однако чтобы не испортить
кармический баланс и не лишиться благополучия в будущем, следует избегать
алчности, скупости, страстной погони за наживой.
В буддистском менталитете представление
о праведном богатстве основывается на отсутствии привязанности к нему.
Безразличие к материальному благосостоянию необходимо подтверждать, легко
расставаясь с собственностью: раздавая щедрую милостыню монахам, жертвуя на
культовые нужды, строительство пагод, на церемонии, паломничество. Существуют и
не связанные непосредственно с религией, но порождаемые буддистским
мировоззрением формы благотворительности — материальная поддержка более бедных
родственников и соседей, угощение и общие празднества и т. п. Материальные
блага как бы обмениваются на духовные, кармические заслуги.
Богатство оказывается включенным в
широкую сеть социальных отношений типа патрон-клиент, являющихся основой
социокультурной организации буддийских стран. Самые богатые семьи оказываются
также и самыми многочисленными, так как поддерживают обширную клиентелу, и
самыми влиятельными. Материальное богатство “перетекает” в накопление
социальных связей и в конечном итоге — во власть.
Буддистский практицизм основывается на
идеале срединности — избегании крайностей и чрезмерности. Умеренное
благосостояние, отсутствие привязанности к собственности, страстной жажды
богатства и азарта конкурентной борьбы, а также и избегание нищеты,
заставляющей сосредоточивать все силы и помыслы на пропитании, — все это входит
в буддийское понятие “срединного пути” .
Материальное благосостояние служило
подтверждению социального статуса и реализации сопутствующих ему обязанностей.
Слабость и неэффективность централизованной администрации на протяжении большей части истории Индии всегда компенсировались, исключительной внутренней прочностью основной ячейки индийского общества — сельской общины. Здесь долго сохранялось коллективное землепользование. Хотя пахотная земля делилась на наследственные участки индивидуального семейного владения, все остальные угодья продолжали считаться коллективным общинным достоянием. Многие важные и нужные для общины работы — очистка новых территорий от джунглей, ирригационные сооружения местного масштаба,