Пользовательского поиска
|
строительство дорог или храмов, защита
и охрана деревни и ее имущества и т.п. — выполнялись совместно, считались делом
коллектива в целом. В общине традиционно практиковались щедрые реципрокные
раздачи и угощения, особенно в дни семейных праздников (свадьба и т.п.), когда
семья подчас была готова залезть в неоплатные долги, но поддержать свой
престиж, выставив всем односельчанам обильное приличествующее случаю угощение.
Видимо, те же традиционные реципрокные принципы раздач использовались и при
выборах общинного совета — панчаята и, возможно, старейшины, руководителя
общины.
Как правило, голос при решении
общинных дел имели лишь полноправные общинники-домохозяева, т. е. те же главы
семейных групп, что исстари было характерным для всех земледельческих общин. В
некоторых общинах на смену выборной системе приходила наследственная система,
когда из поколения в поколение руководящие должности занимали представители
одних и тех же семейно-клановых групп господствующей касты. Неизвестно, однако,
сколь долго продолжалась подобного рода практика наследственной передачи власти
в общине; похоже на то, что это было все же преходящим явлением, и со временем
восстановился обычай выбирать руководство общины из числа соперничавших друг с
другом кандидатов.
Община, как правило, вела натуральное
хозяйство. Выделяя шестую долю урожая и исполняя необходимые, требовавшиеся от
ее членов повинности, во всем остальном она обычно обходилась своими силами.
Сведений о внутренней структуре древней общины мало, но из более поздних
источников известно, что на свои средства коллектив обычно содержал нужных ему
мастеров-ремесленников — горшечника, кузнеца, плотника, цирюльника, ювелира,
жреца-астролога, мусорщика и т. д.
Иногда некоторые из них, например, мусорщики, принадлежали общине в целом, т. е. были приобретены коллективом в качестве рабов. Все работники получали за свой труд строго определенную плату, как правило, натурой и необходимыми услугами. Восходивший к реципрокному взаимообмену древности кругооборот такого рода услуг (для индийской общины более позднего времени, основательно изученной специалистами, он известен под наименованием системы джаджмани) был жесткой нормой, скреплявшей независимость, автономность общины и обеспечивавшей ее жизнеспособность, гарантировавшей ее регенерацию в случае катаклизмов. Система внутренних услуг дополнялась принципом административного самоуправления: община своими силами