Пользовательского поиска
|
разрешала внутренние споры и имела в
своем распоряжении немалое количество чувствительных санкций — от штрафов до
изгнания из коллектива. Общинники обычно были сплочены между собой и в
религиозно-культовом плане, чему никак не мешала их кастовая неравноправность.
В ходе общинных праздников, например, каждый знал свои место и роль, причем все
были удовлетворены этим, ибо место в жизни и обществе определялось кастой, а
принадлежность к данной касте (рождение именно в ней) — кармой. Другими
словами, все определялось высшим законом этической справедливости: каждый
должен нести свой крест.
Труд всегда конкретен, направлен на
создание продукта потребления и на совершенствование искусства ремесленника, а
не на производство абстрактных стоимостей. М. Вебер писал о профессиональной
этике индийских каст, которую он считал “самой традиционалистской, какую только
можно представить”: “кастовая этика прославляет “дух” ремесла, предметом
гордости служит не выраженный в деньгах хозяйственный доход, не чудодейственная
рациональная техника, усовершенствовавшая использование рабочей силы, а красота
и добротность продукта, свидетельствующие о личном виртуозном умении его
создателя, связанном с принадлежностью к данной касте”.
Традиционное хозяйствование,
проникнутое эмоциональной привязанностью к земле, осознанием своей
сопричастности космическому порядку, с одной стороны, и социальной общности — с
другой, отличается постоянством, стагнирующим, рутинным характером. Традиционный
индивид перенимает от старших в процессе социализации профессиональное
мастерство, навыки ведения хозяйства вместе с орудиями труда и недвижимым
имуществом, сохраняет их и передает своим детям в неизмененном виде.
В основе индуистского сознания лежит принципиально иное, чем в христианстве, понимание Бога. Индуизм не знает персонифицированного Бога-Творца. Источником всего сущего является вечная абсолютная реальность — Абсолют, Брахман, а вся эмпирическая, феноменальная действительность представляет собой его эманацию. Из этого следует, что, во-первых, действительность иллюзорна, неподлинна, так как подлинным бытием считается только Брахман, а во-вторых, что мир подчинен имманентным законам, обусловленным его причастностью к Брахману. Законы, по которым существует мир, неизменны и вечны, индийской культуре чужда идея о произвольном нарушении мировой гармонии. Даже многочисленные индийские боги, как и весь