Пользовательского поиска
|
Однако устойчивость кастовой структуры
и соответствующих ей мировоззренческих принципов “перекрывает” развитие
капиталистического предпринимательства на более высоких уровнях духовной
регуляции. Определяемая индуистскими религиозными ценностями хозяйственная
этика не создает установок на бесконечное, имеющее цель лишь в себе самом
наращивание капитала и развитие производства.
Общий вывод относительно хозяйственной
культуры индуизма состоит в том, что этический релятивизм и отсутствие в
индуистском религиозном сознании абстрактных и универсальных нормативных
положений, соединение индивида с конкретными обстоятельствами его бытия и
невыделенность личности из первичной базовой ячейки создают
социально-психологические и идеологические препятствия на пути возникновения в
традиционной Индии экономических и социальных отношений современного
буржуазного общества. По характеру системы ценностных ориентаций и
поведенческих стереотипов индуистское религиозное сознание соответствует
традиционной экономике искусных ремесел, не выходящих за пределы
инструментального производства, направленного на непосредственное
удовлетворение потребностей и имеющего естественный предел в своем развитии.
Поскольку индивид остается
невычлененным из системы межличностных связей, которые через касту и большую
семью определяют его участие в хозяйственной жизни, система религиозного
сознания оказывается в отношении острого антагонизма с императивами безличного
буржуазного общественного производства. Индуизм закрепляет господство
традиционных экономических социальных отношений и создает значительные
препятствия на пути выработки буржуазного общественного сознания.
Формы хозяйственных и иных отношений и
роль государства в средние века оставались в Северной и Южной Индии в принципе
теми же, что были и прежде, например, в эпоху Маурьев, если даже не раньше. Но
с веками сложились и определенные новые закономерности, связанные, прежде
всего, с тем, что длительные периоды децентрализации и краткие эпохи
централизации вынуждали индийское общество быть готовым к структурной
перестройке и в том, и в другом случае. Практически это значило, что в каждом
из государств обычно непротиворечиво сосуществовали две различные зоны
политической администрации и соответственно две формы управления.