Пользовательского поиска
|
варджаяну следует считать третьим
направлением в буддизме наряду с хинаяной и махаяной.
Каково было содержание буддийского
вероучения в период его возникновения и в первые столетия его существования,
казалось бы, можно установить по тексту колоссального количества канонических и
неканонических священных книг этой религии. Тем не менее, сделать это
исключительно трудно. Одно из основных препятствий заключается здесь в
неопределенности датировки подавляющего большинства произведений буддийской
литературы, в силу чего трудно установить порядок временных напластований в
этом огромном количестве текстов и идей. Противоречивость смысла этих текстов
настолько велика, что во многих случаях ими можно и обосновать, и опровергнуть
любой взгляд на содержание буддийского вероучения. Этому способствует еще
абстрактный и схоластически-запутанный стиль изложения, характерный для
буддийской литературы. Кроме того, следует отметить, что возникновению
буддийской литературы предшествовал длительный период бытования устной традиции,
так что в священных книгах отражен не самый первоначальный период истории
буддизма.
Интервал между начальной стадией
буддизма и периодом его литературного оформления заполнялся надписями и
изображениями, сохранившимися на таких архитектурных памятниках как Бхархутская
ступа (ок. II в. до н. э.; ступа — сооружение, в котором хранятся мощи и
реликвии святых). В особенности на так называемых эдиктах Ашоки, начертанных на
колоннах и скалах. Общая картина того, каким был первоначальный буддизм,
остается, однако, неясной.
И не только на первоначальной стадии
своего развития, но и в дальнейшем, вплоть до нашего времени, буддизм был и
остается многообразным явлением. “Буддийское учение, — пишет английский
исследователь М. Вильямс, становилось то отрицательным, то положительным, то
агностическим, то гностическим, от явного материализма и атеизма оно переходило
к деизму, политеизму и спиритуализму. То оно выражается пессимизмом, то
чистейшей филантропией, то монашеской жизнью, то высоконравственными
предписаниями, то материалистической философией, то простою демонологией, то
смесью всяких суеверий с колдовством, волшебством, идолопоклонством и
фетишизмом включительно. В иной своей форме буддизм почти совпадает с
какой-нибудь другой религией и вообще делает заимствования почти из всех
вероучений”.