Пользовательского поиска
|
(магов), и во многих других аспектах
культуры. Сам термин “арий” — “благородный”, использовавшийся иранцами (ар, ир)
и индийцами, относился именно к обозначению первоначальной индоиранской
общности, впоследствии разделившейся и даже, возможно, противоборствовавшей,
есть косвенные данные о том, что между отделившимися друг от друга иранцами и
индийцами возник острый антагонизм.
Проникновение индоариев через
Афганистан сначала в Пенджаб, а затем в долину Ганга, заселенную до того
местными неолитическими земледельцами, преимущественно этнических общностей
мунда и дравидов, шло, скорее всего, волнами и длилось века. Вопрос о том, как
и когда это происходило, откуда именно и каким образом шли волны индоариев,
принадлежит к числу спорных и на современном уровне знаний практически
неразрешимых. Однако бесспорно, что первые индоарии прибыли в долину Ганга еще
до того, как их близкие родственники — иранцы заселили ту часть Ирана, где они
впоследствии осели, создав свои государства (Мидию, затем Иран). Это ставит под
вопрос мнение тех, кто намечает маршрут инфильтрации индоиранцев через Кавказ.
Видимо, параллельно с ним существовал и иной путь, так что поток индоиранцев
мог идти через Прикаспийские степи и Афганистан.
Появившись в верховьях Ганга, индоарии
стали постепенно осваивать до того слабо заселенную долину этой реки, оттесняя
либо ассимилируя немногочисленные и сравнительно отсталые аборигенные племена.
Высокий уровень материальной культуры — знакомство с металлами, использование
плуга, удобрений, ирригационных устройств, транспорта, развитое ремесло и т.п.
— способствовал быстрому и успешному утверждению индоариев в долине Ганга.
Именно их язык и культура, включая ее религиозно-мировоззренческую первооснову,
на долгие тысячелетия, вплоть до наших дней, уделили исторический путь
индийской цивилизации.
Именно арии с их огромным вниманием к религиозной символике и мифологии, к культам и жертвоприношениям, с ведущей ролью жрецов-брахманов и обожествлением священных текстов-самхит выдвинули на передний план в этой цивилизации религиозно-духовные проблемы, подчеркнутый пиетет по отношению к которым стал со временем квинтэссенцией всей духовной культуры Индии. Тексты Вед (“ведать”), прежде всего Ригведы, многочисленные связанные с их комментированием и толкованием религиозно-философские трактаты (брахманы, араньяки, упанишады), монументальные эпические сказания о героях