![]()
Пользовательского поиска
|
Категория
эффективности присуща всем экономическим системам. В общем виде она может быть
представлена как соотношение между результатом хозяйственной деятельности
предприятий потребительской кооперации (эффектом их хозяйственной деятельности)
и затратами (издержками обращения).
В
настоящее время перед потребительской кооперацией стоит задача сохранить
созданную систему, не разориться, создать основы будущего существования и
добиться эффективности хозяйствования. Изменяющаяся экономическая ситуация в
стране и республике обусловила реформирование потребительской кооперации.
Процесс реформирования представляет сложный и многогранный комплекс
мероприятий. Как составную часть реформирования кооперативных организаций можно
рассматривать коммерциализацию их деятельности. Условия хозяйствования
потребительской кооперации определяют преимущественно экономическую
направленность процесса коммерциализации в данной системе. Здесь не возникает
проблемы смены собственности, а задача состоит в переводе предприятий на рыночные
методы хозяйствования.
Получение
максимума прибыли предприятиями потребительской кооперации при минимуме
издержек обращения и достижение уровня рентабельности, обеспечивающего текущую
и перспективную деятельность потребительских обществ и их союзов,
предопределяют использование такого метода, как коммерческий расчет. Как
категория рыночной экономики он представляет собой метод ведения хозяйства,
заключающийся в соизмерении в денежной форме затрат (издержек обращения) и
результатов деятельности потребительских обществ, их союзов, а также отдельных
предприятий потребительской кооперации.
Необходимо
отметить, что коммерческий расчет базируется на рыночных элементах: частной
собственности, свободе предпринимательства, личном интересе, конкуренции,
свободном ценообразовании. Реализацию этих принципов можно рассматривать с
позиции переоценки всех сторон деятельности потребительского общества (отдельного
торгового предприятия) с целью оптимизации издержек обращения и получения
максимальной прибыли.
Начнем с того, что торговые надбавки должны обеспечивать приемлемую рентабельность предприятий и должны быть дифференцированы по отдельным товарам и товарным группам с учетом их издержкоемкости. При установлении торговых надбавок целесообразно исходить из потребительского спроса и покупательской способности населения. Проблема состоит в получении информации об издержкоемкости отдельных
![]() |