Пользовательского поиска
|
Для того чтобы лучше понять образ Сократа в диалогах Платона,
необходимо прежде дать краткое содержание всего диалога. Диалог “Федон” по
праву можно назвать подлинным драматическим произведением, которое повествует о
последних часах жизни Сократа перед смертью, его разговоре с учениками и смерти
философа. Философские размышления о бессмертии души включены в завязку диалога —
встречу Эхекрата и Федона и развязку — смерть Сократа. Эхекрат — житель
Флиунта, пифагореец, ученик Филолая и Эврита. Федон — из Элиды, проданный в
рабство в Афины во время спартано-элидской войны, но был выкуплен при
содействии Сократа и стал его ближайшим другом и учеником, — основатель
элидской философской школы. Федон вместе с ближайшими учениками присутствовал
при кончине Сократа. Примерно месяц спустя после этого тягостного события он
явился в город Флиунт, встретился с Эхикратом и рассказал о последнем дне жизни
Сократа, потому что за это время подробности о смерти философа еще не успели
дойти до провинциального Флиунта. Среди главных собеседников Сократа в рассказе
Федона — Кебет и Симмий, фиванцы, ученики пифагорейца Филолая, оба изощренные в
диалектике и диспутах; Аполлодор — юный почитатель Сократа, глубоко
переживающий происходящее с учителем, а также Критон — старый друг и земляк
Сократа, не особо разбирающийся в философии, но очень преданный душевно этому
мудрецу. Действие происходит в
Итак, каким же показан Сократ в диалогах Платона, и почему для своей работы я использовала диалоги “Федон” и речь Сократа в диалоге “Апология Сократа”? На мой взгляд, именно эти диалоги, в которых речь идет о бессмертии, жизни и смерти, душе (“Федон”), а также о справедливости и правосудии (“Апология”) являются самыми характерными и показательными для характеристики великого мыслителя и наиболее полно раскрывают личность этого человека. В речи Сократа перед афинской публикой в диалоге “Апология” мы видим перед собой гордого, бескомпромиссного гражданина, который способен отстаивать свои интересы и убеждения, и предсказывает справедливое наказание за свою смерть. (“<…> Из-за малого срока, который мне осталось жить, афиняне, теперь пойдет о вас дурная слава, и люди, склонные поносить наш город, будут винить вас в том, что вы лишили жизни Сократа, человека мудрого, <…> будут