Пользовательского поиска
|
Закон,
вводимый в действие с 1 января
Переводя
предприятие как владельца обособленной части общенародной собственности на
принципы полного хозрасчета и самофинансирования, государство одновременно
возлагало на трудовой коллектив обязанность самостоятельно решать все вопросы
производственного и социального развития. Но, отказываясь от оценки
государственного плана экономического и социального развития как важнейшего
инструмента реализации экономической политики, государство предоставило предприятиям
право самостоятельно разрабатывать и утверждать свои планы и заключать
договоры, хотя степень этой самостоятельности ограничивалась контрольными
цифрами, государственными заказами, долговременными научно обоснованными
нормативами и лимитами, а также заказами потребителей. Принципиальным в изменениях взаимоотношений
предприятий с государством было то, что производственная и социальная
деятельность и оплата труда должны были осуществляться за счет заработанных
трудовым коллективом средств. Часть прибыли (дохода) должна была использоваться
предприятием для выполнения обязательств перед бюджетом, банками и вышестоящим
органом, а другая поступала в полное распоряжение предприятия и вместе со
средствами на оплату труда формировала так называемый хозрасчетный доход
коллектива, на уровне которого непосредственно сказывались как достижения, так
и потери в работе предприятия. Предприятие, обеспечивающее производство и
реализацию лучшей продукции (работы, услуги) с меньшими издержками, получали
больший хозрасчетный доход и преимущества в своем производственном и социальном
развитии и оплате труда работников.
По существу предприятию отводилась главная роль в реализации курса на ускорение социально-экономического развития, и часть функций государства по управлению экономикой передавались предприятию, но и снималась ответственность государства за финансовое состояние предприятия. Предполагалось, что ограничение Госплана госзаказом и предоставление прав