![]()
Пользовательского поиска
|
принимательской
деятельности и формирование дополнительного спроса, увеличение национального
дохода, а значит, и большая возможность финансирования социальных нужд.
Вмешательство
государства вело к росту расходов государственного бюджета и поэтому оно одновременно
сопровождалось финансовыми мерами, направленными на обеспечение необходимого
роста государственных доходов. Основным источником увеличения доходов стал
подоходный налог, при исчислении которого применялись прогрессивные ставки
обложения. Такая система налогов повышала роль государства в перераспределении
национального дохода.
По
существу различие между двумя этими теоретическими концепциями в финансовом
аспекте сводилось к различной оценке бюджетного дефицита. Если первая концепция
исходила из необходимости формирования и исполнения бездефицитного бюджета, то
вторая концепция допускала возможность бюджетного дефицита и более того
отводила бюджетному дефициту активную роль в стимулировании экономического
роста.
И
действительно в 30-60-х годах XX в. так называемая кейнсианская финансовая
политика в западных странах доказала свою эффективность. По мере расширения
вмешательства государства в экономику и усиления регулирующей функции государства
усложнялась организация финансовых отношений. Политика дефицитного
финансирования государственных расходов предопределяла развитие
государственного кредита. Более широкое привлечение долгосрочных и среднесрочных
займов приводит к развитию рынка ссудных капиталов и превращению его во второй
по значимости источник формирования финансовых ресурсов государства. В
результате еще более усиливается роль финансов в перераспределении
национального дохода.
В 70-х годах особенности финансовой политики определяются неоклассическим направлением экономической теории. Эта концепция не отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень вмешательства его в экономику и социальную сферу. В действительности степень вмешательства государства не уменьшалась, а скорее усиливалась, ибо это вмешательство осуществлялось теперь не только непосредственно через доходы или расходы государственного бюджета, но и через регулирование денежного обращения, валютного курса, рынка ссудных капиталов и ценных
![]() |