![]()
Пользовательского поиска
|
Пореформенная
экономика России характеризуется глубоким и продолжительным инвестиционным
кризисом, а один из факторов его преодоления, как известно, — привлечение
иностранного капитала. Известно также, что и с точки зрения наших потребностей,
и по мирохозяйственным меркам приток этого капитала незначителен. Так, если в
2001 г. объем мировых прямых иностранных инвестиций равнялся 644 млрд. долл.,
то на нашу страну пришлось всего 3,4 млрд. Общий объем накопленных иностранных
инвестиций в народное хозяйство России составил на 1 января 2003 г. 29,3 млрд.
долл., в том числе прямых инвестиций—12,8 млрд., портфельных — 0,3 млрд. и
прочих — 16,2 млрд. долл.
Международный
финансовый журнал «Евромани» периодически публикует экспертную оценку
показателя риска зарубежного инвестирования, оцениваемого по 100-бальной шкале.
Чем выше этот показатель, тем степень риска ниже, и наоборот. По данным этого
журнала, по состоянию на 2001 г. показатель степени риска вложений в российскую
экономику составляет 18,13. Для сравнения укажем, что в Японии, например, он составляет
99,44; в США – 99, 07; во Франции – 96,46; в Эстонии – 23,35. Более того,
налицо не только низкий уровень привлекательности инвестиционного климата
России, но и устойчивое ухудшение инвестиционного рейтинга в мировой иерархии.
Так, по данным американской группы «Бизнес риск Интернэшнл» в списке из 132
государств, «опасных» для инвестирования, СССР накануне своего распада в 1991
г. занимал 58-е место. В рейтинг-листе стран, привлекательных для
инвестирования, журнала «Евромани» в 1992 г. России отводилось уже 129-е место,
а в 1998 г. – 149-е из 169 стран. По другим оценкам, где наивысшее значение
риска соответствует 100 баллам, Россия к началу 2001 г. имело 95 баллов.
Причиной
такой ситуации является сохраняющийся неблагоприятный инвестиционный климат
России, основными характеристиками которого являются:
·
высокая общая политическая нестабильность, в
частности нестабильность законодательства;
·
резкий спад производства начиная с 1991 года,
следствием которого, в частности, является резкое сокращение внутреннего спроса
на промышленную продукцию и услуги;
·
несовершенство нормативно-правовой базы в
экономике в целом и в области иностранных инвестиций в частности;
·
высокий уровень налогообложения и
внешнеторговых пошлин; фактическое
отсутствие единой государственной политики в области привлечения иностранных
инвестиций;
·
высокие темпы инфляции.
![]() |