Пользовательского поиска
|
веке ислам проник также к кыпчакам в
Золотую Орду, к булгарам и другим народам Причерноморья, несколько позже — к
народам Северного Кавказа и Западной Сибири.
Хотя ислам в какой-то степени и
сплачивал людей на основе общности религии, но национальные противоречия в
странах ислама отнюдь не исчезли, напротив, они постепенно все обострялись. Это
нашло отражение в разных течениях в мусульманской религии, в расколах и сектах.
Характерная особенность мусульманской
религии состоит в том, что она энергично вмешивается во все стороны жизни
людей. И личная, и семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь,
политика, правовые отношения, суд, культурный уклад — все это должно быть
подчинено целиком религиозным законам. В прежние времена в мусульманских странах
имело место полное сращивание государственной и церковной власти: глава
государства (халиф, падишах) считался преемником пророка, высшее духовенство
составляло штат его советников, суд находился целиком в руках духовных лиц. И
уголовное, и гражданское право было построено всецело на религиозном
законе — шариате. Следили за выполнением норм шариата и толковали их
мусульманские богословы.
Поэтому и мусульманское духовенство
выполняло и выполняет больше светские, чем чисто религиозные функции. Мулла,
состоящий при мечети,— это, собственно, учитель в церковной школе. Кади — это
судья, знаток шариата. Муфтий — более высокий духовный чин — главный авторитет
в вопросах шариата. Улем — ученый богослов, преподаватель в высшей религиозной
школе; совет улемов давал свои заключения по вопросам религии и права. Во главе
мусульманского духовенства в отдельных странах стоял шейх-уль-ислам — видный
богослов, он же советник государя. Даваемые шейх-уль-исламом разъяснения по тем
или иным спорным вопросам догматики или политики, права считались непререкаемым
законом.
Обучение молодежи в мусульманских
странах прежде было тоже чисто религиозным. Низшие школы — мектебы — состояли
при мечетях. Высшие школы — медресе — представляли собой своего рода духовные
академии. В них студенты изучали Коран и прочую религиозную литературу,
богословские вопросы. Язык преподавания, язык церковной литературы был
арабский. Кстати, арабская система письма была принята и в тюркских, и в
иранских языках, хотя она для них и мало приспособлена.