Пользовательского поиска
|
националистические идеи имели
объективно двойственный характер: с одной стороны, они на определенном этапе
способствовали развитию национально-освободительного движения, с другой — в
конечном счете, оказывались орудием в руках наиболее реакционных сил. В целом
влияние национализма ощущалось в той или иной мере почти во всех направлениях
мусульманской общественной мысли конца XIX – начала XX века.
В этот период
религиозно-обновленческие процессы в Исламе были связаны в первую очередь с
проблемой освоения научно-технических достижений Запада. Сторонники реформаторского направления
высказывались за модернизацию в установлении Ислама, тормозивших процесс
внедрения достижений Запада. Им противостояли традиционалисты, выступавшие за
возрождение норм и ценностей раннего Ислама, противясь нововведениям западного
образца. По мере развития национального
самосознания и национально-освободительного движения все более отчетливо стала
проявляться политизация Ислама (хотя на протяжении всей истории Ислам никогда
не был оторван от политики), выражавшаяся в широком использовании исламских
лозунгов в политической борьбе. Религиозно-политические движения, возникавшие в
шиитской среде (например, бабизм), вели к отпочкованию “сектантских” общин, в
суннитском же Исламе они в большинстве своем не сопровождались пересмотром
положений догматики. Антиколониальные выступления нередко сопровождались
обращением к мессианским идеям, объявлением их лидеров махди. Для
рассматриваемого периода характерна также активизация участия в политической
борьбе суфийских братств; на базе некоторых из них возникают мощные новые
исламские религиозно-политические движения, как, например, движение сануситов в
Северной Африке. С братством кадирийа тесно связано антиколониальное движение в
Алжире в середине XIX века под руководством Абд ал-Кадира, принявшего титул
аимр ал-муминин. В конце XIX и, особенно
в начале XX века, большой размах по
всему мусульманскому миру приобретает движение за реформацию Ислама,
представители которого вступают в острую полемику и с мусульманскими
традиционалистами, и со сторонниками светских концепций общественного развития.
Одновременно начинает складываться и международное исламское движение,
основанное на концепции исламской солидарности: в 1926 году была создана первая
международная мусульманская организация Всемирный исламский конгресс (Мутамар
ал-алам ал-ислами).