Пользовательского поиска
|
Качественно новый этап в истории
Ислама — вторая половина XX века. Освобождение мусульманских народов от
колониальной зависимости, создание мировой системы социализма, углубление
кризисных явлений в капиталистическом мире поставили принципиально новые проблемы
перед представителями мусульманской общественной мысли. Это отразилось, прежде
всего, в широко развернувшейся борьбе вокруг проблемы выбора пути развития
освободившимися странами, в ходе которой появляются многочисленные концепции
так называемого “третьего пути”, отличного как от капиталистического, так и от
социалистического. Апеллируя к традиционным ценностям Ислама, мусульманские
общественные деятели (как религиозные, так и светские) выдвигают тезис об
исламском пути развития как о единственно приемлемом для стран распространения
Ислама. На его основе создаются концепции “исламского государства”, “исламского
правления”, исламской экономики”, “исламского социализма” и т. д., нередко
существенно отличающиеся друг от друга в трактовках тех или иных вопросов, но
имеющие общую социальную природу — буржуазную либо мелкобуржуазную.
Концепции “исламского государства”
подразумевают воплощение в современных условиях традиционной исламской модели
политической организации общества, в котором в той или иной форме сочеталась
светская и духовная власть (при признании Аллаха в качестве единственного
источника власти), осуществлялись бы принципы справедливого распределения доходов,
регулирования экономики в соответствии с предписаниями шариата и т. д.
В целом эти концепции представляют собой модернизацию политической и социально-экономической доктрин классического Ислама с учетом специфики развития конкретной страны. Мероприятия, носящие название “исламизации”, осуществляются как “сверху” — путем законодательного введения тех или иных норм (например, в Пакистане — введение ушра и заката, исламизация банковской системы, в Иране — провозглашение “исламского правления”), так и “снизу” — в результате давления религиозно-политических организаций, среди которых наибольшую активность в этом направлении проявляют “Братья-мусульмане”. Под “исламизацией” подразумевается и процесс расширения числа последователей Ислама, происходящий в ряде стран Азии и Африки (прежде всего в регионе к югу от Сахары), который нередко искусственно стимулируется активной деятельностью многочисленных миссионерских исламских центров,