Пользовательского поиска
|
Знание основ мусульманской религии
весьма различно у различных слоев населения и в разных странах традиционного
распространения ислама.
Мухаммед ничего не писал: он был,
видимо, неграмотен. После него остались разрозненные записи его изречений и
поучений, сделанные в разное время. Мухаммеду предписываются тесты и более
раннего времени и более поздние. Из этих записей был сделан около 650 года (при
третьем приемнике Мухаммеда — Османе) свод, получивший название “Коран”
(“чтение”). Книга эта была объявлена священной, продиктованной самому пророку
архангелом Джебраилом; не вошедшие в нее записи были уничтожены.
Коран делится на 114 глав (сур). Они
расположены безо всякого порядка, просто по размерам: более длинные ближе к
началу, более короткие — к концу. Суры мекканские (более ранние) и мединские
(более поздние) перемешаны. Одно и тоже повторяется многословно в разных сурах.
Восклицание и прославление величия и могущества Аллаха
чередуются с предписаниями, запретами и угрозами “геенной” в будущей жизни всем
непослушникам. В Коране совсем незаметно следов тайной редакционно-литературной
отделки, как в христианском Евангелии: это совершенно сырые, необработанные
тексты.
Другая часть религиозной литературы
мусульман — это сунна (или сонна), состоящая из священных преданий (хадисов) о
жизни, чудесах и поучениях Мухаммеда. Сборники хадисов составлялись в IX веке
мусульманскими богословами — Бухари, Муслимом и др. Но не все мусульмане
признают сунну; признающие ее называются суннитами, они составляют значительное
большинство в исламе.
На основе Корана и хадисов
мусульманские богословы пытались восстановить биографию Мухаммеда. Самая ранняя
из сохранившихся биографий составлена мединцем Ибн Исхаком (VIII век) и дошла
до нас в редакции IX века.
Биография Мухаммеда лишена особой
фантастики (в отличие от евангельской биографии Иисуса). Но истоки
мусульманской религии нужно искать, конечно, не в биографии отдельных лиц, а в
социально-экономических и идеологических условиях, сложившихся в эту эпоху в Аравии.
Можно считать установленным, что Мухаммед действительно жил около 570 – 632 гг. и проповедовал новое учение сначала в Мекке, где нашел мало последователей, потом в Медине, где ему удалось собрать много приверженцев;