Пользовательского поиска
|
Нагнетание дефицитного спроса делает невыгодным стратегию постоянного наращивания объема производства. Предприятию выгоднее в ожидании дальнейшего скачка цен заблаговременно готовиться к незначительному и эпизодическому увеличению выпуска. Так, за 1991 г. количество реализованной продукции даже сократилось, а цена возросла. Налицо дефицитная инфляция.
Таким образом, в условиях дефицитной рыночной экономики инфляция предложения как бы вторична по сравнению с инфляцией спроса. Рост издержек предприятий смещает линию предложения вверх, и цена равновесия растет; но главная составляющая роста цены даже в такой ситуации неизменна — это дефицитный, накапливающийся спрос.
Стратегия поведения фирмы в условиях дефицитной инфляции по-своему уникальна. "Предприятие можно образно сравнить с автомобилем, разогревающим свой мотор. Водитель не знает, куда ему ехать, и чаще всего ему невыгодно ехать куда-либо, даже если он знает направление: расход бензина в силу несбалансированности инфляции может не окупиться даже при кажущейся на первый взгляд выгодности перевозки пассажира или товара. К сожалению, топливо расходуется даже тогда, когда реального движения нет: двигатель должен быть разогрет, готовность к движению должна быть максимальной. Затраты топлива на разогрев двигателя — это как бы издержки предприятия по сохранению трудоспособного коллектива, поддержанию технических параметров производства и прочие сопряженные издержки". Можно высказать следующие рекомендации по стратегии и тактике выживания бизнеса в условиях современной инфляции в СНГ:
· постараться сохранить основной профиль бизнеса (продукт или вид услуги);
· диверсификация, как в пределах основного профиля, так и шире;
· выделение из структуры предприятия или создание преимущественно малых торгово-посреднических фирм;
· акцент на разнообразные и многочисленные, короткие по времени и высокодоходные операции с высокой степенью риска;
· создание общего страхового фонда для минимизации риска по всей совокупности отмеченных выше операций.
Ориентация на товарные группы со стабильной доходностью недостаточна, поскольку реально их трудно "отследить", вычленить и зафиксировать по причине