Пользовательского поиска
|
В XII – XV вв. проявились три
тенденции развития обязательственного права. Во-первых, развитие
товарно-денежных отношений привело к появлению новых видов договоров (ударение,
залог, поручительство) и умалению имущественной ответственности сторон в
обязательствах. Обязательства из правонарушений постепенно смещаются в область
уголовно наказуемую. Во-вторых, при господстве феодальных отношений сохранялась
личная ответственность должников. Должники попадали в хозяйственную зависимость
от заимодавцев, обязаны были отрабатывать долг, находясь как бы под патронатом.
Личная зависимость распространялась даже в среде феодалов в вассальных,
отношениях с государством или сюзереном. В-третьих, в Новгороде и Пскове
формировалась система обязательственного Права с развитой имущественной
ответственностью, основанной на товарно-денежном обмене.
Наследственное право
Семейно-Наследственное право относится
к медленно изменяемой сфере. С момента принятия христианства основы
православной семьи долгие столетия оставались статичными, постепенно
допускались к наследованию женщины, варианты наследования были строго
ограничены (по обычаю, по закону, по завещанию). Отношения в семье основывались
на власти отца. Лишь в поздний феодальный период складывается принцип
раздельности имущества. Это — основные
тенденции в указанной области права.
Ко времени Русской Правды мы не
встречаемся со свидетельствами о приниженном положении женщины. По мнению
некоторых исследователей, семья патриархального типа отражена в Русской Правде
в понятии “вервь”, то есть коллектива родственников, связанных общей ответственностью
платежом “дикой виры”. Однако, как следует из ряда статей Русской Правды,
посторонние лица могли “вкладываться” в общую виру, не будучи родственниками.
М. Косвен предложил гипотезу, согласно которой “вервь” Древней Руси —
переходная форма от патриархальной семьи к индивидуальной — с сохранением коллективных
порядков (патронимия). Но отличительных черт патронимии не выделено, в ней
сохранялись коллективное хозяйство, родственные связи и обычаи. Единственный
отличительный признак — меньшая численность — вообще трудно определим. Поэтому
патронимия, больше похожа на чисто логическую конструкцию.
В Древней Руси к XI в. господствовала моногамная семья с индивидуальным хозяйством. С принятием христианства в конце X в. церковь вела активную борьбу