Пользовательского поиска
|
субъекта сословного статуса. Мы не
имеем сведений из документов о последствиях, например, драки дружинника и
крестьянина, хотя наиболее правдоподобная версия возникновения Древнейшей
Правды связывается именно с побоищем между княжеской дружиной Ярослава Мудрого
и новгородскими горожанами. Наиболее вероятно, что во времена Русской Правды
при изустных привилегиях феодалов за оскорбления, бесчестье и т. д. все
свободное население отвечало за криминальные действия в отношении представителя
другого сословия. Русская Правда ничего не говорит о совершении преступлений
женщинами, о возрасте преступников. С принятием христианства возраст
преступника стал определяться на основе церковных установлений.
Можно предполагать, что в древний
период в крестьянских общинах практиковались наказания на основе обычного
права, но конкретных источников до нас не дошло. В Русской Правде отражены
только два вида преступлений: против личности (убийство, телесные повреждения,
оскорбления, побои) и против собственности (разбой, кража, нарушение земельных
границ, не законное пользование чужим имуществом). Закон защищал интересы
индивидуума, который, выделившись из общинной системы, нуждался в охране, как
своей личности, так и своего хозяйства.
Государственные преступления в Русской
Правде не упоминаются, весьма нечетко обрисованы деяния против княжеской
администрации (например, убийство конюха). На данном этапе еще не существовало
абстрактного понимания государства и его интересов, вред государству
отождествлялся с вредом князю, и посягательства против князей рассматривались
как тяжкие деяния. К участникам восстаний применялась казнь на месте
преступления, часто массовая. Князья в борьбе за власть порой прибегали к
весьма недостойным приемам, но вопрос об ответственности решался в их среде.
Измена князю также рассматривалась в княжеском окружении. Ответственность во
многом зависела от расстановки политических сил.
В Русской Правде доминируют штрафы, хотя на практике арсенал уголовных кар был довольно велик. Утвержденный вскоре после принятия христианства кодекс, будучи государственным законодательством, порывал с морально нравственными установками язычества, но новые христианские ценности усваивались постепенно. В таких условиях единственным критерием интересов индивидуума мог быть только денежный эквивалент причиненного ущерба, что и закрепляла система штрафов. Сыграло роль и то, что жесткие виды наказаний