Пользовательского поиска
|
приговор, часто сопряженный со
смертным исходом. Прототипом такого процесса может служить суд княгини Ольги
над послами древлян в период восстания или суд князей над восставшими в 1068 г.
и 1113 г.
Поводами к возбуждению процесса
служили жалобы истцов, захват преступника на месте преступления, факт
совершения преступления. Одной из форм начала процесса был так называемый
“заклич”: публичное объявление о пропаже имущества и начале поиска похитителя
(обычно на торгу). Давался трехдневный срок для возвращения похищенного, по
истечении которого лицо, у которого обнаруживались искомые вещи, считалось
виновным и должно было вернуть имущество, а потом доказывать законность его
приобретения. Можно предполагать, что использовались различные виды
доказательств: устные, письменные, свидетельские, улики. Очевидцы происшествия
назывались видоками. Существовали “послухи”, которых одни исследователи считают
очевидцами по слуху”, другие — свидетелями “доброй славы”. Равенство сторон в
процессе диктовало привлечение к свидетельству столько свободных. Лишь в “малой
тяжбе” и по нужде можно было “ссылаться на закупа”. Если не было свободных, то
ссылались на тиуна боярского, а на “иных не складывать” (ст. 66 Пространной
Правды).
В Русской Правде предусмотрена особая
форма обнаружения утраченного имущества — свод. Если после “заклича” пропавшая
вещь обнаруживалась у лица, заявившего себя добросовестным приобретателем,
начинался свод. Указывался человек, у которого приобреталась вещь, тот, в свою
очередь, указывал на другого, и т. д. Кто не мог указать источник приобретения,
считался вором, должен был вернуть вещь (стоимость) и заплатить штраф. В
пределах одной территориальной единицы свод шел до последнего лица, но если в
нем участвовали жители другой территории (города), он шел до третьего лица,
которое выплачивало повышенное возмещение и начинало свод по своему месту
проживания (ст. 35 – 39 Пространной Правды).
Другое процессуальное действие —
гонение следа — представляло собой розыск преступника по следам. В случае
убийства наличие следов преступника в какой-либо общине обязывало ее членов
выплачивать “дикую виру” или разыскивать виновное лицо. При терявшихся следах
на пустошах и дорогах поиски прекращались (ст. 77 Пространной Правды).
Нормы Русской Правды, действующие в “русских княжествах в ХII – ХV вв., продолжали использовать в судебном процессе рассматриваемого периода. При