основополагающие
законы (например, об ассоциациях 1901
г.), в связи с чем отдельные французские юристы включают
их в «конституционный блок».
Подготовка
и принятие конституции 1958 г.
Конституция была подготовлена и принята в условиях острого внутриполитического
и внешнеполитического кризиса, связанного прежде всего с борьбой Алжира за
освобождение от колониальной зависимости.
Основные
черты конституции. Конституция 1958
г. в отличие, например, от итальянской конституции 1947 г. не содержит
положений о социально-экономической структуре общества; в ней почти нет
положений о политической системе (кроме статьи о партиях), как отмечалось, нет
и раздела о правовом статусе личности.
Отдельные
положения социально-экономического характера содержатся в Декларации 1789 г. (о собственности, о
равном налогообложении с учетом состояния граждан), некоторые экономические,
политические социальные принципы названы в преамбуле конституции 1946 г. (обращение в
коллективную собственность объектов, которые приобретают национальных
общественных служб или фактических монополий, участие трудящихся в руководстве
предприятиями, свобода труда и обязанность трудиться, профессиональные свободы,
социальное обслуживание населения, отказ от войны с целью завоеваний,
возможности ограничения государственного суверенитета для защиты мира и на
условиях взаимности). В декларации 1789 г. и в преамбуле конституции 1946 г. перечислен также ряд
личных прав граждан и социально-экономических прав (на образование,
здравоохранение и др.).
По
форме правления Франция – полупрезидентская, полупарламентарная республика, по
форме территориально-политического устройства – сложное унитарное государство
(Корсика – политическая автономия, Новая Каледония – ассоциированное
государство). Во Франции существует демократический государственный режим.
Изменение
конституции. Конституция 1958
г. «жесткая», ее изменение проходит две стадии. Сначала
проект об изменениях принимается раздельно обеими палатами простым большинством
голосов в идентичной редакции, а затем такой закон утверждается на референдуме
или конгрессом парламента (совместным заседанием палат) большинством в 13/5
общего числа голосов. На первой стадии законопроект обсуждается, в него
вносятся поправки. На второй стадии (независимо от того, референдум это или
конгресс) можно лишь голосовать «за», «против» или воздержаться, что означает,
если речь идет о конгрессе, фактически подачу голоса против, поскольку
необходимые 3/5 исчисляются от общего числа парламента. Вопрос о том, какую
форму утверждения применить, решает президент.
Конституционный
контроль. Конституционный контроль во Франции осуществляется двумя различными
органами – Конституционным советом и Государственным советом.