властей.
Конституция 1958 г.
вводит такие новые и сравнительно редко встречающиеся в развитых странах нормы,
которые устанавливают определенные рамки законодательной деятельности
Парламента и даже подчиняют ее в известной мере контролю со стороны исполнительной
власти. Именно эти нормы и дали основание говорить о том, что в Конституции 1958 г. прослеживаются
определенные авторитарные тенденции.
Конституция
1958 г.
наделила весьма значительными, в том числе самостоятельными, полномочиями главу
французского государства. Это обстоятельство послужил основанием для
утверждения об установлении в стране
режима личной власти. Однако практика функционирования конституционного
механизма во Франции показала, что в целом она строится на принципах правового
государства в условиях достаточно реального контроля за исполнительной властью
со стороны представительных учреждений, а следовательно, нет оснований
характеризовать эту Конституцию как антидемократическую или авторитарную.
2. Основы правового статуса личности
Конституция
1958 г.
упоминает лишь об отдельных правах (равноправие, избирательные права,
коллективное право народов на самоопределение), а также содержит общие
положения, из которых можно сделать вывод о характере прав личности во Франции,
- положения о светском, социальном, демократическом государстве. Более детально
об этом говорится в Декларации 1789
г. и в преамбуле конституции 1946 г. Отдельные права и
свободы личности закреплены в более ранних законах, на которые в общей форме
даны ссылки в преамбуле конституции 1946 г. (например, свобода труда и
предпринимательства, равенство хозяина и работника по конституции 1848 г., несколько законов о
свободе печати и собраний 1881
г., о свободе ассоциаций 1901 г., о свободе совести 1907 г. и др.).
Некоторые
права граждан были признаны только после второй мировой войны (например, право
на забастовку, равенство избирательных прав мужчин и женщин были закреплены
конституцией 1946 г.,
закон о свободе ассоциаций издан в 1971 г., закон о свободе образования – в 1977 г. и т.д.). Содержание
этих положений было расширено толкованиями Конституционного совета, в
результате чего все эти документы в совокупности закрепляют тот перечень прав и
свобод личности, который соответствует международным стандартам.
К
числу социально-экономических прав относятся: право собственности и ее
неприкосновенность (изъятие возможно на основе закона, для общественных нужд и
при условии справедливого и предварительного возмещения), право на равное
налогообложение в соответствии с состоянием граждан и контроль за его
необходимостью, профсоюзные свободы и право на забастовку (не могут бастовать
некоторые