Пользовательского поиска

Конституционные основы разграничения компетенции Российской Федерации и ее субъектов. Понятие компетенции Российского государства

 

Часть 3 статьи 5 Конституции Российской Федерации посвящена  принципам, основам федеративного устройства Российской Федерации. Понятие «федеративное устройство» не употреб­лялось в ранее действовавших российских конституциях, которые вместо него опе­рировали понятиями «государственное устройство» (Конституция РСФСР 1937 г.) и «национально-государственное устройство» (Конституция РСФСР 1978 г.).

Конституционная новелла акцентирует внимание на форме государственного устройства Российской Федерации. Это само по себе предполагает, что ее составные части, будучи элементами целого, являются относительно самостоятельными госу­дарственными образованьями; что, в отличие от унитарного государства, гарантиру­ется большая степень разделения властей по вертикали и децентрализации,

Положения о федеративном устройстве находят отражение во многих статьях Конституции России, но наиболее развернуты в ее гл. 3 «Федеративное устрой­ство». В части 3 статьи 5 Конституции сформулированы основы данного устрой­ства. Одной из них признается государственная целостность Российской Федерации. Это означает, что Россия не является простым соединением образующих ее частей, а представляет собой единое государство, в котором обеспечивается целостность и неприкосновенность его территории; существует единое гражданство; гарантируется единое экономическое пространство и использование единой денежной единицы - рубля; устанавливается верховенство Конституции Российской Федерации и феде­ральных законов на всей территории Российской Федерации; действуют федераль­ные органы государственной власти и провозглашается единство систем государст­венной власти; государственные образования рассматриваются как находящиеся в составе Российской Федерации, территория каждого из них является неразрывной частью территории России; вопросы федеративного устройства отнесены к исклю­чительной прерогативе Российской Федерации; отсутствует, как и в других сущест­вующих федеративных государствах, право выхода субъектов из Российской Федера­ции.

Государственная целостность и ее составляющие - определяющая предпосылка нормального функционирования государства. Она является также, как подчеркивалось в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 31 июля 1995 года по делу о проверке конституционности ряда актов, принятых в связи с уре­гулированием вооруженного конфликта в Чеченской Республике, важным условием равного правового

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики

Сочи-2014,новости спорта