Пользовательского поиска
|
организация
порядок деятельности прокуратуры определяется Федеральным законом Российской
Федерации о прокуратуре Российской Федерации от 17 ноября 1995 г.
2.9. Основания для
федерального вмешательства в права субъектов Федерации
В федеративных государствах обычно
предусматриваются конституционные основания для вмешательства федеральной
власти в права субъектов федерации. Такими основаниями признаются восстания,
массовые беспорядки и т.п. В США, например, в разные годы президенты
неоднократно использовали вооруженные силы для наведения конституционного
порядка в штатах; в Индии в аналогичных целях в штатах вводилось президентское
правление.
В
Конституции РФ отсутствуют нормы, прямо устанавливающие основания для
федерального вмешательства в права субъектов Федерации. Однако есть общее
положение, открывающее возможность такого вмешательства- Часть 4 ст. 78
устанавливает: "Президент Российской Федерации и Правительство Российской
Федерации обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление
полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской
Федерации". С этой статьей связаны и Другие статьи Конституции,
устанавливающие полномочия Президент и Правительства России. Наиболее важным в
связи с этим является функция Президента как гаранта Конституции, прав и свобод
человека, принимающего в установленном Конституцией порядке по охране
суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной
целостности (ч. 2 ст. 80).
Конкретными
инструментами, способствующими исправлению нарушений конституционных норм
субъектами Федерации, являются согласительные процедуры для разрешения
разногласий между федеральными органами государственной власти и органами
государственной власти субъектов Федерации, право Президента приостанавливать
действие актов исполнительной власти, противоречащих Конституции России, а
также его право на введение чрезвычайного или военного положения на всей или
части территории Российской Федерации.
Конституция
не устанавливает оснований и порядка .использования вооруженных сил на
территории субъектов Федерации случае возникновения там восстаний и других
нарушений конституционного порядка. Президент РФ вправе объявлять на территории
России или в отдельных ее местностях военное положение, режим которого
определяется федеральным конституционным законом. Но такой закон пока не
принят.
В ситуациях возникновения в том или ином регионе России незаконных вооруженных формирований и связанных с этим столкновений с федеральными Вооруженными Силами применяется Дополнительный протокол (принят 8 июня 1977 г.) к Женевским конвенциям от