Пользовательского поиска
|
ведения
и полномочий между федерацией и ее субъектами (ч.2 и 3 ст.11), формулируют положения
о статусе субъектов, порядке его определения и изменения. Многие полномочия
субъектов определены в самой Конституции в виде прав и обязанностей осуществлять
собственное правовое регулирование вне пределов ведения федерации и совместного
ее ведения с субъектами (ч. 3 ст. 67, ч. 4 и 5 ст. 76), самостоятельно
устанавливать систему органов государственной власти (ст. 77), взаимно
делегировать полномочия (ч. 2 и 3 ст. 77), права субъектов в отдельных сферах
жизни, например устанавливать свои государственные языки (ст. 68), иметь своих
представителей в Совете Федерации, обращаться в Конституционный Суд с запросом
о толковании Конституции (ч. 5 ст. 125), согласовывать вопрос о назначении
прокурора субъекта Федерации (ч. 3 ст. 129), одобрять поправки к гл. 3-8
Конституции (ст. 136) и др. Однако осуществление указанных полномочий
регламентируется самой федерацией, в том числе путем определения пределов
ведения.
Формулировка
статьи 73 Конституции об обладании субъектами Федерации всей полнотой
государственной власти вне пределов ведения федерации и полномочий по предметам
совместного ведения с субъектами провозглашает презумпцию их полномочий,
компетенции их органов государственной власти в тех областях, которые
составляют их собственный, исключительный предмет регулирования, управления,
организации и принятия решений. Подобный метод определения полномочий и
предметов ведения субъектов федерации предполагает установление ими в своих
конституциях, уставах, законах и иных нормативных правовых актах своих
полномочий, компетенции органов власти и т.д. Это позволяет не устанавливать
закрытые, исчерпывающие перечни, открывает простор для самостоятельности в
реализации государственной власти на территории субъекта, разумеется в
соответствии с основами конституционного строя, с учетом верховенства
Конституции и приоритета федеральных законов, их действия в случае
противоречия им законов и иных правовых актов субъекта федерации.
Наконец,
при раскрытии смысла и значения положений статьи 73, ее терминологии необходимо
исходить из того, что разграничение полномочий и предметов ведения между
федерацией и ее субъектами осуществляется как самой Конституцией, федеральными
законами, так и Федеративным и иными договорами. Последние могут сузить или
расширить пределы ведения как федерации, так и субъектов и отражают
конституционно-договорную природу федеративных отношений, наличие
асимметричности в федеративном устройстве и фактической «разностатусности»
субъектов при общем для всех конституционно-правовом статусе равноправных
субъектов федерации. Важно, чтобы сочетание всех этих свойств, начал
федерализма, их соотношение способствовали как развитию федерации, так и
устранению деструктивных моментов, нарушающих единство, целостность и другие
фундаментальные основы конституционного строя Российской Федерации.