Пользовательского поиска
|
Федерации
находятся» обозначает, таким образом, сферы, области, объекты, прерогативы и
т.п., находящиеся под воздействием федеральной государственной власти. При этом
в статье не очерчены формы ведения этих предметов, поскольку это
осуществляется в других статьях Конституции, путем нормативного регулирования,
общего руководства, координации, распорядительства, контроля и т.п.
2. Компетенция Российской Федерации
Поскольку
любое федеративное государство состоит из частей и образуется этими частями,
для него чрезвычайно важно достичь гармонии в отношениях частей и целого.
Федерацию всегда подстерегают две противоположные опасности: скатиться к
унитаризму и распасться на независимые государства. Каждая из этих опасностей
всегда имеющих какую-то объективную основу, эксплуатируется соответствующими
политическими силами, согласование интересов которых возможно только в четких
правовых установлениях как в отношении самой федерации, так и ее субъектов. Эту
задачу и решает конституция, закрепляющая статус (правовое положение) федерации
и ее субъектов, т.е. основы их взаимоотношений между собой.
В
мире нет "легких" федераций, все федеративные государства
сталкиваются с какими-то трудностями или проблемами. Особенностью России на ее
нынешнем этапе развития является то, что ее федерализм переживает переходный
период, обретая демократические формы в сложных экономических и политических
условиях и прежде всего - обострения межнациональных отношений. Отсюда
незавершенность, а иногда и противоречивость норм, определяющих правовой статус
Федерации и ее субъектов. Еще не приняты многие федеральные законы,
предусмотренные Конституцией, не сложилась судебная практика по спорам о
компетенции, нет отрегулированной вертикали исполнительной власти.
2.1. Состав субъектов
Федерации
Субъекты Федерации всех видов перечислены в
Конституции РФ в алфавитном порядке. Тем самым указывается на государственные
образования, которые учредили Федерацию и являются равноправными участниками
соответствующих конституционно-правовых отношений. Отсюда же вытекают равные
обязанности каждого субъекта по отношению к Федерации и друг к другу.
Закрепление в Конституции наименований всех субъектов Федерации исключает возможность выхода какого бы то ни было субъекта из состава Федерации в одностороннем порядке. Любое официальное заявление подобного рода является прямым нарушением Конституции и добровольно установленных субъектами норм о государственной