Пользовательского поиска
|
Но главная трагедия “взрослых” героев
Сент-Экзюпери не столько в том, что они подчинены материальному миру, сколько в
том, что они “растеряли” все духовные качества и стали бессмысленно
существовать, а не жить в полном смысле этого слова.
Поскольку это философское
произведение, то автор ставит глобальные темы в обобщенно-отвлеченном виде. Он
рассматривает тему Зла в двух аспектах: с одной стороны — это “микрозло”, то
есть зло внутри отдельно взятого человека. Это омертвелость и внутренняя
опустошенность жителей планет, которые олицетворяют собой все человеческие
пороки.
И не случайно обитатели планеты Земля
характеризуются через жителей планет, увиденных Маленьким принцем. “Земля —
планета не простая! На ней насчитывается сто одиннадцать королей (в том числе,
конечно, и негритянских), семь тысяч географов, девятьсот тысяч дельцов, семь с
половиной миллионов пьяниц, триста одиннадцать миллионов честолюбцев — итого
около двух миллиардов взрослых”. Этим автор подчеркивает то, насколько мелочен
и драматичен современный ему мир.
Но Экзюпери вовсе не пессимист. Он
верит в то, что человечество, подобно Маленькому принцу, постигнет тайну бытия,
и каждый человек найдет свою путеводную звезду, которая будет освещать его
жизненный путь.
Второй аспект темы зла можно условно озаглавить
“макрозлом”. Баобабы — это персонифицированный образ зла вообще. Одно из
толкований этого метафорического образа связано с фашизмом. Сент-Экзюпери
хотел, чтобы люди заботливо выкорчевывали несущие в себе зло “баобабы”,
грозившие разорвать планету на части. “Берегитесь баобабов!” — заклинает
писатель.
Он сам иллюстрировал сказку, и когда
смотришь на корни этих деревьев, опутавших маленькую планету, невольно
вспоминаешь знак фашистской свастики. Сама сказка была написана потому, что это
было “страшно важно и неотложно”. Писатель часто повторял, что семена лежат в
земле до поры до времени, а потом прорастают, и из семян кедра — вырастает
кедр, а из семян терновника — терновник. Нужно, чтобы прорастали добрые семена.
“Ведь все взрослые сначала были детьми”. Люди должны сохранить и не растерять
на жизненном пути все то светлое, доброе и чистое в душе, что сделает их
неспособными ко злу и насилию.
Только человек с богатым внутренним миром и стремящийся к духовному самосовершенствованию имеет право называться Личностью. К сожалению,