Пользовательского поиска
|
Написанные в традиции романтической
философской сказки образы глубоко символичны. Образы именно символичны, так как
мы можем только угадывать, что хотел сказать автор, и трактовать каждый образ в
зависимости от личного восприятия. Основными образами-символами являются
Маленький принц, Лис, Роза и пустыня.
Маленький принц — это символ человека-странника
во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни.
Пустыня — это символ духовной жажды.
Она прекрасна, ибо в ней таятся родники, найти которые человеку помогает только
сердце.
Рассказчик терпит аварию в пустыне —
такова одна из сюжетных линий в повести, ее фон. В сущности, сказка и родилась
в пустыне. Сказки, которые мы знаем и любим, родились в лесу, в горах, на
берегу моря — там, где обитают люди. В сказке Сент-Экзюпери лишь пустыня и
звезды. Почему? Давно замечено, что человек, попав в экстремальную ситуацию,
находясь на грани жизни и смерти, словно заново переживает, переосмысливает
свою жизнь, дает ей суровые оценки, пытаясь выявить в ней самое ценное, настоящее
и отмести мишуру. Человек по-новому воспринимает и саму жизнь: что в ней
главное, а что случайно.
Рассказчик оказывается один на один с
мертвой пустыней, песками. Увидеть, что истинно в жизни, а что ложно, ему
помогает Маленький принц, пришелец с “планеты детства”. Поэтому значение этого
образа в произведении особое — он подобен рентгеновскому лучу, помогающему
человеку увидеть то, что скрыто от поверхностного взора. Поэтому тема детства с
его незамутненностью взгляда, кристально чистым и ясным сознанием и свежестью
чувств занимает центральное место в повести. Поистине — “устами ребенка
глаголет истина”.
В повести две сюжетные линии:
рассказчика и связанная с ним тема мира взрослых людей и линия Маленького
принца, история его жизни.
Первая глава повести является вводной, ключевой к одной из важных проблем произведения — проблеме “отцов” и “детей”, к вечной проблеме поколений. Летчик, вспоминая свое детство и неудачу, которую он потерпел с рисунками № 1 и № 2, рассуждает так: “Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать”. Эта фраза служит исходным моментом к последующему развитию темы “отцов” и “детей”, к возвращению автора в свое детство. Взрослым не дано было понять детский рисунок рассказчика, и только Маленький принц смог быстро распознать слона в удаве. Благодаря этому рисунку, который летчик