Пользовательского поиска
|
еще раз дома, а с осени 1851 года поселился опять в Москве, где жил
в доме гр. А. П. Толстого. Он продолжал работать над вторым томом “Мертвых душ”
и читал отрывки из него у Аксаковых, но в нем продолжалась та же мучительная
борьба между художником и пиетистом, которая шла в нем с начала сороковых
годов. По своему обыкновению, он много раз переделывал написанное, вероятно,
поддаваясь то одному, то другому настроению. К началу 1852 была заново создана
редакция второго тома, главы из которой Гоголь читал ближайшим друзьям — А. О.
Смирновой-Россет, С. П. Шевыреву, М. П. Погодину, С. Т. Аксакову и членам его
семьи и другим. Неодобрительно отнесся к произведению ржевский протоиерей отец
Матвей (Константиновский), чья проповедь ригоризма и неустанного нравственного
самоусовершенствования во многом определяла умонастроение Гоголя в последний
период его жизни. Между тем его здоровье все более слабело; в январе 1852 года
его поразила смерть жены Хомякова, которая была сестрой его друга Языкова; им
овладел страх смерти; он бросил литературные занятия, стал говеть на масленице;
однажды, когда он проводил ночь в молитве, ему послышались голоса, говорившие,
что он скоро умрет. Однажды ночью среди религиозных размышлений им овладел
религиозный ужас и сомнение, что он не так исполнил долг, наложенный на него
Богом; он разбудил слугу, велел открыть трубу камина и, отобрав из портфеля
бумаги, сжег их. На утро, когда его сознание прояснилось, он с раскаянием
рассказал об этом Толстому и считал, что это сделано было под влиянием злого
духа; с тех пор он впал в мрачное уныние и через несколько дней, 21 февраля
Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря (в 1931 останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище).
Изучение исторического значения Гоголя не завершено и до сих пор. Творчество Гоголя и по сей день представляет огромный интерес во всем мире. Изучая факты деятельности Гоголя, можно выделить два периода в его творчестве: первый период служил прогрессивным стремлениям общества, а второй встал на сторону неподвижного консерватизма. Но внимательное изучение биографии Гоголя, особенно его переписки, которая раскрывает его внутреннюю жизнь, показывает, что как бы ни были противоположны мотивы его повестей, “Ревизора” и “Мертвых душ”, с одной стороны, и “Выбранных мест” — с другой, в