различных слоях общества, а с другой — высказал свои собственные
мысли о великом значении театра и художественной правды.
Первые драматические планы явились у писателя еще раньше “Ревизора”.
В 1833 году он поглощен был комедией “Владимир 3-й степени”; она не была им
окончена, но материал ее послужил для нескольких драматических эпизодов, как
“Утро делового человека”, “Тяжба”, “Лакейская” и “Отрывок”. Первая из этих пьес
явилась в “Современнике” Пушкина (1836), остальные — в первом собрании его
сочинений (1842). В том же собрании явились в первый раз “Женитьба”, первые
наброски которой относятся к тому же 1833 г., и “Игроки”, задуманные в половине
тридцатых годов. Утомленный усиленными работами последних лет и нравственными
тревогами, каких стоил ему “Ревизор”, Гоголь решился отдохнуть вдали от этой
толпы общества, под другим небом.
«Мертвые души»
В июне 1836
г. Гоголь вместе с А. Данилевским уехал за границу, где
пробыл потом, с перерывами приездов в Россию, в течение многих лет. Пребывание
в “прекрасном далеке” на первый раз укрепило и успокоило его, дало ему
возможность завершить его величайшее произведение, “Мертвые души”, но это в
конечном результате привело Гоголя к разобщению с жизнью, к усиленному удалению
в самого себя и экзальтации религиозного чувства. Гоголь пишет последнюю книгу,
составившую как бы отрицание его собственного художественного дела... Выехав за
границу, он жил в Германии, Швейцарии, зиму провел с А. Данилевским в Париже.
Там же его застало известие о смерти Пушкина, страшно его поразившее. В марте 1837 г. он был в Риме,
который чрезвычайно ему полюбился и стал для него как бы второй родиной. Европейская
политическая и общественная жизнь всегда оставалась чужда Гоголю. Его
привлекала природа и произведения искусства, он изучал памятники древности,
картинные галереи, посещал мастерские художников, любовался народной жизнью и
любил показывать Рим, “угощать” им приезжих русских знакомых и приятелей. Но в
Риме он и усиленно работал: главным предметом этой работы были “Мертвые души”,
задуманные еще в Петербурге в 1835 году; здесь же, в Риме закончил он “Шинель”,
писал повесть “Анунциата”, переделанную потом в “Рим”, писал трагедию из быта
запорожцев, которую, после нескольких переделок уничтожил. Свойственная Гоголю
обобщенность масштаба получала теперь пространственное выражение: по мере
развития чичиковской аферы (покупка