Пользовательского поиска
|
Н. Т. Рымарь, ссылаясь на Т. Манна,
одним из принципов модернистского романа называет “углубление во внутреннюю
жизнь”. Эпическое начало живет в бесчисленных “мелочах” и “частностях”, так что
“принцип углубления во внутреннюю жизнь связан с самой “тайной” эпического
повествования: самозабвенно останавливаться на частном явлении, как если бы в
нем и состояла цель всего рассказа, но не удовлетворяться им. Роман сознательно
вычленяет из “реки жизни”, из монотонности и бессознательности общего
единичное, частное, отдельное, субъективное для утверждения большого, целого,
всеобъемлющего, намеренно устремляясь в частное, внутреннее, субъективное,
относительное.
Н. С. Лейтес, характеризуя
модернистский роман, говорит о преобладании психологизма над фабульностью, о сужении
событийного ряда. Внешний мир даётся подчас лишь отдельными штрихами или
символическими деталями. Иной раз он почти не обнаруживает себя в
непосредственном изображении, а проступает через внутреннюю жизнь персонажей.
Писатель ослабляет “вещную зависимость” своего героя, чтобы открыть ему
возможность гуманистического самоутверждения вопреки закономерностям буржуазной
действительности. В таком романе часто нарушается однолинейность,
“цепеобразность” сюжетно-композиционного построения, жизнеподобие изображения —
художник здесь охотнее обращается к условным образам и сюжетным конструкциям.
В модернистском романе драматизм
повествования углубляется по-иному, чем в традиционном, когда совершался
переход от формы путешествия героя и обозрения действительности к сюжету,
концентрированному вокруг основного конфликтного узла. В истории немецкого
романа этот процесс, правда, выражен не так определенно, как во французской или
русской литературе. Теперь акцент переносится на выражение драматического
характера самой эпохи. В традиционном романе драматизация произведения вела к
усилению роли героя в развитии сюжета, к постижению драматизма судеб личности в
ее столкновениях с обществом, к более глубокому раскрытию характеров. В романе
модернистском, наряду с продолжением традиций, наблюдается тенденция к
поглощению образа человека образом эпохи, человеческой массы, картиной
исторических и социальных катаклизмов. Речь идет о процессах, имевших
международное значение. Но в немецком романе они ощущались как резко
контрастные по отношению к традиционной сосредоточенности на внутреннем мире
личности.
Также отличаются принципы организации романа как целого, формы сцепления частей романического повествования. В традиционном романе