Пользовательского поиска
|
Аукториальный взгляд со стороны в
“Трактате о степном волке”. “Трактат” занимает ключевое место, без него
невозможно понять ни смысл “магического театра”, ни финал романа.
В “Трактате” дается характеристика
противоречивой натуры Степного волка, рассматривается его отношение к
буржуазному обществу, теоретически исследуются возможности примирения с
обществом с помощью юмора и намечаются пути к достижению состояния
“бессмертных”, т. е. к достижению “высшей человечности”. В нем правдиво
обрисована позиция талантливого и искреннего буржуазного
художника-индивидуалиста, не способного порвать со своим классом. Степной волк
ненавидит мещанский быт, но он не связан с ним именно своей “волчьей” частью.
В “Трактате” речь о разорванности, о
противоречивости натуры Галлера ведется прямо, без иносказаний. Гессе вносит
объективные авторские поправки в субъективно окрашенные характеристики своего
героя, данные в “Предисловии издателя” и в “Записках Степного волка”. Гарри
читает этот трактат и понимает, что на пути к подлинной человечности ему
предстоит еще многое в себе преодолеть, что цель еще не достигнута. Путь его
должен быть продолжен. И он продолжается. Об этом, собственно, говорилось еще в
начале романа, в “Предисловии издателя”, где сообщалось, что Гарри Галлер ушел
из городка навстречу новым странствиям.
Главная тема дается, таким образом, в
трех разных вариантах, в каждом из них её движение проходит сквозь борьбу
противоположных начал. В построении романа разыгрывается волшебство
неостановимого уничтожения перегородок, слияний и совмещений, движения от
замкнутого эгоистического мира отдельного человека к свободным и широким
горизонтам. Там, где торопливый читатель улавливает распад, хаос,
дисгармоничность, скрыты еще связи, раскрываются единство и цельность мира.
Прямолинейное действие рассказа дважды прерывается: один раз — эссеистической вставкой “Трактата”, второй — монтажом картин галлюцинаций в “Магическом театре”. Магический театр — это навеянное Фрейдом путешествие в глубины собственного “Я”. Здесь уже реальное, которое на протяжении всего романа существует рядом со своим двойником — фантастическим (встречи со странным человеком, который дает Гарри “Трактат” и посылает его в кабачок “Черный орел”, сон в этом кабачке, таинственные светящиеся буквы на стене, намеки на существование иной жизни — не для каждого, а только для