Пользовательского поиска
|
молодежью, именно Гарри Галлер находит
отклик в душе читателя и нередко изменяет мировоззрение, заставляя многое
переосмыслить и открывая двери в тайные уголки души и сознания.
Классические
традиции немецкого романа в романе Гессе
Мотив жизненного кризиса человека в
среднем возрасте, который является вовсе не новым (его можно обнаружить уже в
1982 году у Гете в его произведении в “Годы путешествия Вильгельма Мейстера”,
1892). В кризисе Гарри Галлера как бы воплощена “болезнь эпохи”. С одной
стороны, терзаясь “мировой скорбью”, он все же любит некоторый комфорт,
буржуазный уют, склонен к обособленности и иллюзиям; с другой стороны,
чувствует себя “степным волком” и ищет как раз иного; презирая буржуа, он
тянется к людям неустроенным, деклассированным.
Гарри — отшельник и нелюдим, одинокий,
несчастный человек. Он достиг того жизненного предела, когда безысходность и
отчаяние заставляют его искать смерти. Трагедия Галлера — это трагедия
расколотого, разорванного сознания. Герой существует в обществе, законов которого
он не может принять. Критика современного общества в романе ограничена
проблемами духовной и нравственной несостоятельности мира, окружающего героя.
Обнаружение себя героем в общем
знании.
Такой признак можно выделить на основе
суждения Н. С. Павловой. Она замечает, что “Трактат” поднимает частную историю
до уровня общего опыта. Именно в “Трактате” то и дело встречаются фразы вроде:
“С ним происходит то, что происходит со всеми” или “Людей типа Гарри на свете
довольно много…” Сам факт волшебного присутствия в дешевой ярмарочной брошюрке
имени Гарри и истолкования его жизни тождествен много раз встречающемуся у
романтиков обнаружением себя героем в общем знании, в общей “книге” всего
человечества (такую книгу с собственным изображением среди начертаний
таинственного шрифта у Новалиса находит Генрих фон Офтердингер в пещере
отшельника). Трактат объективизирует судьбу и натуру героя, рассматривая ее в
масштабах структуры человеческого общества.
Фабула, которая, несмотря на
двукратное прерывание, остается сохраненной, так как внешние и внутренние
события хронологически строго упорядочены. И мы можем построить точную цепь
событий, с тем лишь преимуществом, что на разные моменты в жизни Гарри мы можем
взглянуть с разных позиций.