Пользовательского поиска
|
галлюцинации, и, самое главное, и
“новую реальность”, такую же иррациональную, бессвязную, как бред
отшельников".
С несколько другой стороны оценивает модернизм Герман Бар: "Eines scheidet die Moderne von aller
Vergangenheit und giebt ihr den besonderen Charakter: die Erkennrnis von dem
ewigen Werden und Vergehen aller Dinge in unaufhaltsamer Flucht und die
Einsicht in den Zusammenhang aller Dinge, in die Abhängigkeit des einen
vom anderen in der unendlichen Kette des Bestehenden […] Das ist die erste
große Annäherung an die Wahrheit gewesen, daß sich die Erde
bewege; und daß überhaupt nichts giebt, als überall nur
Bewegung ohne Unterlaß, ein ewiger Fluß, eine unendliche
Entwicklung, in der nichts stillsteht und keine Vergangenheit jemals Gegenwart
wird, das ist die zweite".
Модернист — это субъективист, для
которого существует только одна единственная реальность — его ощущения (“я так
ощущаю”). Этому ощущению он стремится придать достоверность истины. Всякая
объективная истина объявляется мещанским предрассудком. Все решается, таким
образом, только на основе волеизлияния, без каких-либо доказательств и поэтому
выглядит как игра.
Что касается представления человека в
модернистском искусстве, то он предстает перед нами измученным, жалким,
психически ущербным и всем недовольным существом, для которого его бытие
потеряло всякий смысл, стало абсурдным.
В период начала XX века развивалась
основная линия модернизма — переход от понимания человека как существа, к
пониманию его как единственного и неповторимого "я". Это становится
источником этических и эстетических суждений, соответствует переходу от религии
к светской жизни, от самоограничения к свободе. Обожествление "я"
становится источником модернизма. Сама жизнь рассматривается им как
произведение искусства, выражающего "я". Модернизм как
социокультурная парадигма изменил повседневную жизнь человека. Вырабатываются
новые способы чувственного восприятия и новые стили поведения. Высшей ценностью
провозглашается эстетический эксперимент, поиск самовыражения.
Модернизм, как явление культуры имел еще одну особенность — элитарный характер, сочетающийся со стремлением переделать общество. Модернисты считали, что культура с ее культом разумного начала и моральной дисциплины ведет не в том направлении. Опираясь на новейшую философию и литературу, они утверждали, что неразумные, абсурдные импульсы не только выведут