Пользовательского поиска
|
князей на политическую власть над всей Русью. Устанавливался единый предок киевских князей — полулегендарный Рюрик, что позволяло летописцу рассматривать историю Русской земли как историю князей Рюрикова дома. Легенда о призвании князей подчеркивала абсолютную политическую независимость княжеской власти от Византийской империи.
Таким образом, легенда о призвании князей служила важным аргументом для доказательства суверенности Киевского государства, а отнюдь не свидетельствовала о неспособности славян самостоятельно устроить свое государство, без помощи европейцев, как это пытается доказать ряд буржуазных ученых. Типичной топонимической легендой является также сказание об основании Киева тремя братьями — Кием, Щеком, Хоривом и сестрой их Лыбедью. На устный источник внесенного в летопись материала, указывает сам летописец: "Ини же, не сведуще, рекоша, яко Кий есть перевозник был". Версию народного предания о Кие-перевозчике летописец с негодованием отвергает. Он категорически заявляет, что Кий был князем, совершал успешные походы на Царьград, где принял великую честь от греческого царя и основал на Дунае городище Киевец.
Отзвуками обрядовой поэзии времен родового строя наполнены
летописные известия о славянских племенах, их обычаях, свадебных и похоронных
обрядах. Приемами устного народного эпоса охарактеризованы в летописи первые
русские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав. Олег — это прежде всего
мужественный и мудрый воин. Благодаря воинской смекалке, он одерживает победу
над греками, поставив свои корабли на колеса, и пустив их под парусами по
земле. Он ловко распутывает все хитросплетения своих врагов-греков и заключает
выгодный для Руси мирный договор с Византией. В знак одержанной победы Олег прибивает
свой щит на вратах Царьграда, к вящему позору врагов, и славе своей родины.
Удачливый князь-воин прозван в народе "вещим", т. е. волшебником
(правда, при этом летописец-христианин не преминул подчеркнуть, что прозвище
дали Олегу язычники, "людие погани и невеголоси"), но и ему не
удается уйти от своей судьбы. Под