Пользовательского поиска
|
для государства, а частная жизнь человека, окружающая его бытовая обстановка не интересует летописца.
В летописи вырабатывается определенный и четкий идеал
князя-правителя. Этот идеал неотделим от общих патриотических идей летописи.
Идеальный правитель выступает живым воплощением любви к родной земле, ее чести
и славы, олицетворением ее могущества и достоинства. Все его поступки, вся его
деятельность определяются благом родины и народа. Поэтому князь в представлении
летописца не может принадлежать самому себе. Он в первую очередь исторический
деятель, который появляется всегда в официальной обстановке, наделенный всеми
атрибутами княжеской власти. Д. С. Лихачев отмечает, что князь в летописи
всегда официален, он как бы обращен к зрителю и представлен в наиболее
значительных своих поступках. Добродетели князя являются своего рода парадной
одеждой; при этом одни добродетели чисто механически присоединяются к другим,
благодаря чему стало возможно совмещение идеалов светских и церковных.
Бесстрашие, храбрость, воинская доблесть сочетаются со смирением, кротостью и
прочими христианскими добродетелями. Если деятельность князя направлена на
благо родины, летописец всячески прославляет его, наделяя всеми качествами
наперед заданного идеала. Если деятельность князя идет вразрез с интересами
государства, летописец не жалеет черной краски и приписывает отрицательному
персонажу все смертные грехи: гордость, зависть, честолюбие, корыстолюбие и т.
п. Принципы средневекового историзма получают яркое воплощение в повестях
"О убьеньи Борисове" (
Так, в агиографической форме, выражена общая для всей летописи патриотическая идея. В то же время повесть "О убьеньи Борисове" интересна