Д. С. Лихачев предполагает, что "Сказания о
первоначальном распространении христианства на Руси" были записаны
книжниками киевской митрополии при Софийском соборе. Однако Константинополь не
был согласен с назначением на митрополичью кафедру русского Илариона (в 1055 г. на его месте видим
грека Ефрема), и "Сказания", носившие антивизантийский характер, не
получили здесь дальнейшего развития. Центром русского просвещения, опозиционно
настроенным против митрополита-грека, с середины ХI в. становится Киево-Печерский
монастырь. Здесь в 70-х годах ХI
в. происходит оформление русской летописи. Составитель летописи — Никон
Великий. Он использовал "Сказания о распространении христианства",
дополнил их рядом устных исторических преданий, рассказами очевидцев, в частности
воеводы Вышаты, историческими сведениями о событиях современности и недавних
дней. Очевидно, под влиянием пасхальных хронологических таблиц — пасхалий,
составлявшихся в монастыре, Никон придал своему повествованию формулу погодных
записей — по "летам".
В созданный около 1073 г. "Первый Киево-Печерский свод"
он включил большое количество сказаний о первых русских князьях, их походах на
Царьград. Им же, по-видимому, была использована и Корсунская легенда о походе
Владимира Святославича в 933 г.
на греческий город Корсунь (Херсонес Таврический), после взятия которого,
Владимир потребовал себе в жены сестру греческих императоров Анну. Благодаря
этому, свод 1073 г.
приобрел резко выраженную, антивизантийскую направленность. Никон придал
летописи огромную политическую остроту, историческую широту и небывалый
патриотический пафос, что и сделало это произведение выдающимся памятником
древнерусской культуры. Свод осуждал княжеские усобицы, подчеркивая ведущую
роль народа в защите Русской земли от внешних врагов.
Таким образом, "Первый Киево-Печерский свод"
явился выразителем идей и настроений средних и даже низших слоев феодального
общества. Отныне публицистичность, принципиальность, широта исторического
подхода, патриотический пафос становятся отличительными чертами русской
летописи. После смерти Никона работа над летописью продолжалась в
Киево-Печерском монастыре. Здесь велись погодные записи о текущих событиях,
которые затем были обработаны и объединены неизвестным автором во "Второй
Киево-Печерский свод" 1095
г. "Второй Киево-Печерский свод" продолжал
пропаганду идей единства Русской земли, начатую Никоном. В этом своде также
резко