Пользовательского поиска
|
эстетическая
сторона математики выявляет себя наиболее полно в математической мифологии.
Как
мы уже отмечали, всякая специфическая область приложения математики позволяет
по-новому взглянуть на математику вообще. Какую же перспективу в понимании
математики открывает нам математическая мифология и работа математических
конструкций в роли парадигмальных схем?
В
данном аспекте ключ к пониманию природы математики наиболее естественным
представляется искать, конечно же, в наиболее наглядной, “зримой” области математики
— в геометрии.
Уже
Прокл отчетливо зафиксировал главную особенность геометрической мысли: она
способна дать развернутое знание о своих предметах лишь с помощью воображения
(phantasia), отразив их в воображаемой материи (hyle phantaston). Предмет математики
не умозрителен, но и не воспринимаем чувствами. Он удивительным образом
причастен и тому и другому, что Аристотель зафиксировал в парадоксальных,
совмещающих главные противоположности платонической онтологии терминах hyle
noete (“мыслимая материя”) и noys pathetikos (“страдательный разум”).
Геометрическое
воображение Прокла оказывается одновременно совмещающим в себе казалось бы
несовместимое: чистую активность (noys) и чистую пассивность (hyle). Чистая
мысль (noys theoretikos), овеществляясь, обращается в геометрии в noys
pathetikos, а материя чувственного восприятия (hyle aisthete), очищаясь,
предстает как более “тонкая” геометрическая материя (hyle noete, hyle
phantaston).
Следующий
важный шаг в осмыслении природы геометрической мысли делает Кант. Прокловскому
различению hyle aisthete и hyle phantaston у Канта соответствует
противопоставление эмпирического и чистого созерцания (reine Anschauung).
Причем Кант явно называет это чистое созерцание — “пространство + время”. Здесь
“пространство и время” обозначают тот универсальный фундамент, который
соответствующий мысленный эксперимент обнаруживает в основе всякого нашего
представления. Геометрическое мышление есть пространственно-временное
конструирование, а предмет геометрии — пространство и его отношения, временная
динамика пространственных конструкций.
В самом деле, в эстетическом аспекте деятельность геометра предстает как организация и переорганизация пространственных элементов во времени, а цель