Пользовательского поиска
|
В
эстетическом аспекте, как геометрическое, так и математическое доказательство
вообще предстает как демонстрация, т. е. непосредственный показ того, как
соединяются, “стыкуются” элементы соответствующей математической конструкции.
Результат же математического доказательства — математическое утверждение —
есть, в интересующем нас аспекте, утверждение об особенностях соединения
элементов математической конструкции, которое мы имели возможность “видеть” в
процессе доказательства. Неслучайно математическое утверждение получило
название теорема (theorema), т. е. “зрелище”, “то, что смотрят”.
Как
известно, самый веский аргумент для обыденного мышления звучит приблизительно
так: “Я сам видел, не веришь — пойди и посмотри”. Заслуживает внимания тот факт,
что наиболее точная из теоретических наук — математика, составляющая как бы
диаметральную противоположность обыденному знанию, черпает доказательную силу
своих рассуждений в непосредственной наглядности своего предмета, т. е. также в
возможности “увидеть самому” и “показать другому”. Можно сказать даже, что
подлинной убедительностью, подлинной доказательной силой обладает только
демонстрация (непосредственный показ). Как говорит Шопенгауэр: “Последняя, т.
е. исконная очевидность, — созерцаема, что показывает уже само слово”.
Если
бы не существовало обсуждавшихся выше естественных ограничений возможностей
нашего наглядного представления пространственно-временных отношений (в
восприятии слишком большого, слишком малого и т. п.), то, возможно, и
математического доказательства, а тем самым и теоретической математики не
возникло бы. Математикам не понадобилось бы идти далее лаконичного “смотри”
древних индийцев или перегибания чертежа (как, по-видимому, обосновывал
геометрические утверждения еще Фалес). Мы могли бы смело, вслед за
Шопенгауэром, возмутиться хитросплетениями доказательств от противного,
производимых Евклидом там, где достаточно всего лишь перегнуть рисунок, и
полагать, что самым лучшим обоснованием теоремы Пифагора является удачный чертеж
без каких-либо комментариев.
Однако указанные ограничения существуют, и именно обговаривание соответствующих чертежей и их особенностей знаменовало рождение математики как таковой. Но математики не смогли бы продвинуться достаточно далеко в своих изысканиях, если бы не научились воплощать словесные рассуждения в