Пользовательского поиска
|
Что
изучает математика?
Пространственно-временные
конструкции.
Как
она это делает?
Посредством
разворачивания пространственно-временных конструкций другого уровня.
Такой
взгляд на природу математики может быть охарактеризован как пангеометризм. Для
него ключом к пониманию специфики математического мышления является именно
образный аспект математики, понятийно-логический же аспект рассматривается при
этом как вторичный.
Математика мистиков, философов, поэтов
и традиционная история математики (Вместо заключения)
Разворачивание
математических пространственно-временных конструкций способно вызывать особое
чувство красоты, которое без сомнения служит важнейшим психологическим стимулом
как к профессиональным, так и к любительским занятиям математикой. Как всякая подлинная
красота, математическое действо обладает магическим обаянием. Оно способно
создать в нас ощущение прикосновения к тайне, а порой и религиозный восторг.
Это
безошибочно угадал особенно чуткий к такого рода вещам Новалис (Фридрих фон
Гарденберг, 1772 – 1801 гг.). В его “Фрагментах” (в первую очередь имеются в
виду “гимны к математике”, как назвал их Вильгельм Дильтей) мы находим
отчетливое выражение этих мыслей: “Истинная математика — подлинная стихия мага.
Истинный математик есть энтузиаст per se. Без энтузиазма нет математики. Жизнь
богов есть математика. Чистая математика — это религия. На Востоке истинная
математика у себя на родине. В Европе она выродилась в сплошную технику”.
Новалис
убежден, что поэт понимает природу лучше, чем ученый. Не ученому и созданной
благодаря его усилиям технике дано овладеть миром, но поэту, способному
расслышать сокровенный ритм мироздания. Не извне, но изнутри обретается мир. “Истинная
математика” Новалиса — это та математика, которая позволяет нам уловить этот
скрытый ритм. “Всякий метод есть ритм: если кто овладел ритмом мира, это
значит, он овладел миром. У всякого человека есть свой индивидуальный ритм.
Алгебра — это поэзия. Ритмическое чувство есть гений”.