Пользовательского поиска
|
более
устойчивы, чем текучие образы чувственного мира, однако не полностью свободны
от материальности (hyle phantaston), что и позволяет строить на их основе миф,
но миф более правдоподобный, более адекватный реалиям подлинного мира.
Ступень
математическая — промежуточная ступень лестницы, за которой следует диалектика.
Однако (чего часто не замечают!), переход на ступень диалектики вовсе не
означает у Платона отказ от всего того, что имелось на ступени математики. При
этом переходе необходимо должно происходить осознание и осмысление тех
предпосылок, которые оставались неосознанными и неосмысленными на предыдущей
ступени, но математические дисциплины признаются “помощниками и попутчиками”
(Платон) диалектического метода, его “подспорьем и азбукой” (Алкиной).
В
качестве весьма выразительного примера можно указать на последний трактат
“Эннеад” Плотина. Трактат “О благе или едином”, по самой своей тематике,
особенно ярко обнаруживает двойственное отношение к математике (обусловленное
промежуточностью ее статуса), характерное для платоников.
С
одной стороны, наставляя тех, кто желает философствовать о едином, Плотин
требует “созерцать единое, не присоединив ни одного чувствования и ничего от
оного не принимая в него-то, но созерцать чистейшее чистым умом и тем, что в
уме первое”. “Стало быть, — продолжает Плотин, — когда приступивший к
созерцанию вот такого воображает у этой природы или величину, или фигуру, или
массу, не ум становится проводником ему в созерцании, потому что не уму прирождено
видеть таковые, а это — деятельность чувствования и мнения, следующего за
чувствованием”.
Итак,
приступая к рассмотрению единого, следует отринуть всякие образы (как
собственно чувственные, так и математические), ведь единое безвидно, чуждо
всякого образа (aneideos).
С другой стороны, читая трактат далее, мы обнаруживаем, что Плотин активно привлекает различные образы, в особенности математические, и именно чтобы говорить (= мыслить) о едином. Здесь возникают образы геометрической точки и арифметической единицы. Предмет рассмотрения трактата, говорит Плотин, мы называем “единым и нераздельным не так, как мы называем точку или единицу ; ибо те, что суть единое таким образом, — начала количества, которое бы не существовало, не будь прежде него сущности и того, что прежде сущности (итак, не нужно вперять сюда мысль); однако первые всегда подобны последним в