Пользовательского поиска
|
Не меняя
позы, я что-то прочла. Подошел Осип: «Как вы стояли, как вы читали» и еще
что-то про «шаль». Так возникло «Вполоборота, о, печаль...»
Вполоборота, о, печаль!
На равнодушных поглядела.
Спадая с плеч, окаменела
Ложноклассическая шаль.
Зловещий
голос — горький хмель —
Души расковывает недра:
Стояла некогда Рашель.
В августе 1914-го взорвался
европейский мир.
Европа цезарей! С тех пор как в Бонапарта
Гусиное перо направил Меттерних —
Впервые за сто лет и на глазах моих
Меняется твоя таинственная карта!
Война порождает резкую поляризацию
общественного мнения. Первый после начала военных действий номер «Аполлона» (№ 6 – 7, 1914) открылся стихотворением издателя журнала Сергея Маковского
«Война», предвещавшим триумф: «Соединит орел
двуглавый народы братские окрест». Однако уже в
этом выпуске «Аполлона» зазвучали пророческие
строки Ахматовой: «Сроки страшные близятся. Скоро
станет тесно от свежих
могил».
На известие о бомбардировке немцами Реймского собора Мандельштам откликнулся
стихотворением «Реймс и Кельн»:
И в грозный час, когда густеет мгла,
Немецкие поют колокола:
«Что сотворили вы над реймским братом?»
Затем он
пишет «Оду миру во время войны» (в окончательном
варианте «Зверинец»):