Пользовательского поиска
|
Мандельштам поселился в «Доме
искусств» — елисеевском особняке на Мойке, 59,
превращенном в общежитие для писателей и художников.
В «Доме искусств» жили Гумилев,
Шкловский, Ходасевич, Лозинский, Лунц, Зощенко, художник Добужинский,
у которого собирались ветераны «Мира искусства».
«Жили мы в убогой роскоши Дома
искусств, — пишет Мандельштам, — в Елисеевском доме, что выходит на Морскую,
Невский и на Мойку, поэты, художники, ученые, странной семьей, полупомешанные
на пайках, одичалые и сонные... Это была суровая и прекрасная зима 20 – 21 года... Я любил этот Невский, пустой и черный, как бочка,
оживляемый только глазастыми автомобилями и редкими
прохожими, взятыми на учет ночной пустыней».
21 октября 1920 года Мандельштам
впервые выступал в Клубе поэтов в доме Мурузи (Литейный, 24). Присутствовавший на вечере Блок
отметил это выступление в своем дневнике, особо выделив «Венецию».
Недолгие месяцы пребывания
Мандельштама в Петрограде в 1920 – 1921 гг. оказались на редкость
плодотворными. В эту пору им созданы такие жемчужины, как стихи, обращенные к
актрисе Александрийского театра Ольге Арбениной,
«Чуть мерцает призрачная сцена», «Возьми на радость из моих ладоней», «За то,
что я руки твои не сумел удержать», стихи «Когда Психея-жизнь спускается к теням» и «Я слово позабыл».
Вот Петроград зимы 1920 – 1921 гг.:
Дикой кошкой горбится столица,
На мосту патруль стоит,
Только злой мотор во мгле промчится
И кукушкой прокричит.
(«В Петербурге мы сойдемся снова»)
В пустом, промерзшем и голодном городе
Мандельштам создает одно из лучших любовных стихотворений. Оно как будто отпечаток
горячего дыхания на заледеневшем стекле:
Возьми на радость из моих ладоней
Немного солнца и немного меда,
Как нам велели пчелы Персефоны.