Пользовательского поиска
|
С мощами фрейлины седой —
Что возвращается домой...
Но в «Петербургских строфах» покой
неустойчив; «площадь Сената» и «броненосец в доке» несут предчувствие
социальных потрясений и мировой войны. Это
небольшое стихотворение обладает поразительной смысловой
емкостью. Здесь и историческая роль Петербурга — окна в Европу, и запоздалое промышленное
развитие: единственной примете нового времени, «моторам», противостоят сани, склад пеньки, мужики, торгующие сайками и
сбитнем, и сонный покой правительственных зданий в снежной мути. Здесь и отзвук восстания на Сенатской площади, неудача
которого откликается в тоске Онегина, и драма маленького человека («чудак
Евгений»). Перед нами огромная сцена, медленно
вращающаяся вокруг неназванного Медного всадника.
В том же 1913 году Мандельштам пишет
еще одно стихотворение о Петербурге — «Адмиралтейство».
Ладья воздушная
и мачта-недотрога,
Служа линейкою преемникам Петра,
Он учит: красота — не прихоть
полубога,
А хищный глазомер простого столяра.
Прославляя ремесло строителя,
Мандельштам дает здесь ставшую хрестоматийной формулу красоты. Афористический
стих воссоздает воздушные пропорции классической постройки, подобной кораблю, и ее особое положение в планировке левобережной части города, разбегающейся
тремя лучами от «мачты-недотроги». В последней строфе явственен запах моря:
Сердито лепятся капризные Медузы,
Как плуги брошены, ржавеют якоря —
И вот разорваны трех измерений узы,
И открываются всемирные моря!
В художественной жизни Петербурга десятых годов заметным явлением стало литературно-художественное кабаре «Бродячая собака». Владельцем и душой его был Борис Пронин, энтузиаст-театроман, успевший поработать и в