Пользовательского поиска
|
Платон и его взгляды на воспитание
Введение
Труды Платона отражают эпоху, в
которую они были написаны, а потому представляют большой интерес для историков.
Период V – IV вв. до н. э. Завершился для Греции кризисом полисной организации.
Одной из причин этого кризиса, явились события Пелопонесской войны (431 – 404
гг.), которая разделила всю Элладу на два враждебных лагеря — под главенством
Афин и под главенством Спарты. Эта война положила начало новому этапу
межполисных отношений, которые теперь стали отличаться насыщенностью военных
столкновений, негативно сказывающихся на внутренней жизни самих полисов. Это
вылилось в неспособность к решению остро назревших экономических, политических
и социальных проблем. Изменилась и прежняя система ценностей, которая была
гарантом единства и согласия граждан. Поиск выхода полиса из кризиса все больше
занимал умы людей, в частности — Ксенофонта, Исократа, Антисфена, Аристотеля.
Платон видел выход из кризиса в
построении полиса на идеальных началах. И, по его мнению, не последнюю роль в
этом должно играть воспитание граждан. Тема воспитания всегда была важной.
Платон изложил свои взгляды в двух наиболее обширных и фундаментальных
сочинениях — «Государство» и «Законы».
Произведение «Государство» написано в форме диалога — разговора реальных людей, живших в Греции того времени — и состоит из десяти книг. Мыслитель писал этот труд в течение довольно длительного промежутка времени, основная же часть была написана в 70 – 60е гг. IV в. до н. э. Целью написания этого диалога являлось изображение идеального, с точки зрения Платона, полиса, и воспитанию отводилась вполне определенная роль, одного из основных структурообразующих элементов. Идеальный полис представлялся им как коллектив граждан, разделенный на три сословия. Воспитание должно быть привилегией двух сословий — “стражей”. Вопросам воспитания Платон отводит, приблизительно, половину всего объема книг в своем произведении. Мыслитель уделяет внимание искусству в деле воспитания стражей, подробно рассматривает вопрос отборе детей, пригодных по физическим, умственным и возрастным параметрам для дельнейшего совершенствования. Он говорит о знаниях,